Лекция 18. Истоки и особенности современной западной философии

Очевидно, что современная западная философия выросла на базе предшествующей философии, но, пожалуй, только неосхоластика, и прежде всего неотомизм (единственное в рамках неосхоластики значимое течение конца XIX–XX вв.), является непосредственным продолжением средневековой философии. Даже само возрождение схоластики в XIX в. было тесно связано с новациями Нового времени, а именно проходило в русле романтической реакции на его рационализм[1], впитало в себя ряд идей немецкой классической философии и т.д.

Подавляющее же большинство других современных учений возникло скорее на фундаменте предшествующих учений Нового времени, т.е. начала Нового времени и эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии. При этом некоторые течения современной философии представляют собой прямое развитие отдельных учений немецкой классической философии[2] (неокантианство, неогегельянство, марксизм и т.д.), другие же так или иначе "преодолевают" ее в самых различных аспектах (философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, постмодернизм и т.д.).

Причем каждое современное учение, воспользовавшись рядом идей и достижений немецкой классической философии и развивая ее отдельные стороны и идеи, в то же время отвергает другие ее идеи. По ряду важнейших параметров такие современные учения можно оценить как "отрицание" немецкой классической философии, а иногда и всей философии Нового времени в целом. Так,

Схема 148. Развитие идей немецкой классической философии в современной философии

иррационализм, получивший широкое распространение в современной философии (в философии жизни, экзистенциализме, постмодернизме и т.д.), безусловно, можно оценить как "отрицание" всего предшествующего рационализма.

Характерные особенности современной философии

К числу наиболее существенных признаков современной философии можно отнести следующие:

• "практицизм" – направленность на реальную жизнь (индивидуальную и социальную, материальную и духовную);

• "эволюционизм" – широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания;

• "релятивизм" – идея относительности всякого имеющегося (на данный момент времени) человеческого знания;

• "сциентизм" – тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук – с психологией, логикой и лингвистикой;

• "рационализм" и "иррационализм" – обострившаяся борьба этих направлений.

Практицизм

Во второй половине XIX – начале XX в. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего – гегельянство) в основном преподавались в европейских и североамериканских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот "схоластический" характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, философия жизни, экзистенциализм и т.д. – каждый по-своему попытался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.

Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагматизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозглашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII–XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой – переосмыслили само понятие опыта и практики. Марксизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту человечества, тогда как другие философские школы – каждая по-своему – сделали акцент на индивидуальном или интерсубъективном опыте и человеческих переживаниях (табл. 87).

Таблица 87

Основные объекты исследования в современной философии

Течение в философии

Основной объект исследования

Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология

Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживаниями, целями и идеалами

Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм

Человеческая психика и бессознательное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)

Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия;

аналитическая философия; структурализм; герменевтика

Человеческое сознание, открывающееся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой

Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство

Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта

Марксизм

Всемирно-исторический опыт человечества (практика) и законы общественного развития

Идущий от философии XVIII в. тезис о безграничной мощи человеческого разума в XIX в. лег в основу идеологии сциентизма, с его убеждением о том, что все основные социальные проблемы могут быть решены благодаря развитию науки. Поэтому не удивительно, что для позитивизма, прагматизма, неокантианства, феноменологии и т.д. главной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Тогда как марксизм, предложив свою методологию научного познания, поставил основной целью само изменение социальной жизни[3] в соответствии с открытыми законами ее развития.

Эволюционизм и время

Со второй половины XIX в. общепризнанной в науке, философии и культуре в целом стала идея развития (эволюции[4]) природы и человека.

Разумеется, идея развития и раньше обсуждалась в философии. Достаточно вспомнить учения Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, стоиков и т.д., но в античной философии если и допускалось развитие бытия, то само оно трактовалось как развитие по замкнутому кругу (см., например, схемы 20 и 21).

Концепция исторического линейного развития общества, по-видимому, впервые появилась у Августина (см. табл. 37). Но у него это: во-первых, развитие "от и до"[5], т.е. имеющее начало и конец, во-вторых, совершающееся по воле Бога, а не по "естественным законам", и, в-третьих, периоды в жизни общества, которые Августин выделяет, это скорее периоды не развития, а существования, поскольку внутри них нет никаких принципиальных изменений в социальной жизни. Так, современный период (между первым и вторым пришествием Христа) есть, в сущности, просто ожидание второго пришествия. И никакие человеческие действия (индивидуальные или социальные) не могут ни сократить, ни увеличить этот период.

В XVII–XVIII вв. идея развития начинает проникать в европейскую философию. Так, Декарт в своей "теории вихрей" предложил механистическую гипотезу, объясняющую формирование современной природы, а Лейбниц в монадологии – гипотезу об эволюционном развитии монад (т.е. но сути дела – сознания). Но наибольшее распространение и значение имела идея об историческом развитии человечества от стадии "естественного состояния" до "гражданского общества".

Однако насколько европейскому сознанию, находящемуся под влиянием библейской картины мира, была в целом чужда идея развития, можно судить, например, по тому, что, когда в XVIII в. были обнаружены останки различных ископаемых животных (типа динозавров) и началось их изучение, эти животные были охарактеризованы как "допотопные", т.е. как те, которые жили до Всемирного потопа и которых Ной не взял с собой в ковчег. Поэтому утверждение и широкое распространение идеи эволюции в XIX в. действительно стало революционным преобразованием в философии, науке и культуре в целом.

Получившая философское обоснование в учениях Фихте и Шеллинга и последовательную разработку в философии Гегеля[6], концепция эволюционного развития обрела твердое обоснование в естествознании второй половины XIX–XX вв.: в биологии (эволюционная теория Дарвина), в геологии (от концепции формирования различных слоев Земли и до учения о планетарной эволюции Вернадского), астрономии (от концепции тепловой смерти Вселенной до теории Большого взрыва) и других науках. В марксизме произошло соединение концепций развития по замкнутому кругу и линейного развития, что породило учение о спиралевидном развитии (схема 149).

Схема 149. Концепции развития

Поскольку само понятие эволюции, или прогрессивного развития, предполагает изменение во времени, то это последнее понятие стало привлекать особое внимание. Кантовский тезис о том, что время – это априорная форма чувственного созерцания, был в основном отвергнут, хотя и породил дифференциацию понятий объективного и субъективного времени и исследования в области последнего. В целом относительно времени в настоящий момент существуют следующие понятия (схема 150).

Важнейшие новации в понимании объективного физического времени имели место в естествознании и были связаны с преодолением ньютоновской дифференциации относительного и абсолют-

Схема 150. Понятия времени

нош времени и отказом от его учения об абсолютном времени (как и абсолютном пространстве). Это произошло в первую очередь благодаря разработке теории относительности Эйнштейна, в которой утверждалась принципиальная взаимосвязь пространства и времени[7] и их связь с материей (массой)[8] и движением, а также возможность относительного замедления времени при скоростях, близких к скорости света ("парадокс близнецов"[9]).

В области социальных наук важнейшей новацией стало понятие объективного исторического времени, и именно оно стало рассматриваться как основа истории, культуры и человеческого бытия в целом, т.е. социальная реальность стала описываться как историческая. Свое подтверждение эта тенденция получила в развитии всеобщей истории как научной дисциплины, в археологии[10],

этнографии (изучавшей первобытные племена), в интересе к истории науки (в частности, в позитивизме) и истории культуры (что способствовало появлению культурологии) и т.д.

В философии историческое время стало одним из базовых понятий в философии жизни (например, в учении о "вечном круговороте" Ницше, в учении о "творческой эволюции" Бергсона, в учении о развитии локальных культур как организмов у Шпенглера). Оно же послужило основой для создания различных концепций периодизации человеческой истории: в марксизме (учение об общественно-экономических формациях), в позитивизме (учение Конта о трех стадиях развития общества, эволюционное учение Спенсера), в эволюционизме Тейяра де Шардена, в учении Сорокина, в историко-культурологической концепции Тойнби, в русском космизме (Федоров, Соловьев, Вернадский, Циолковский, Чижевский) и т.д.

Важнейшей особенностью современных представлений о времени (как объективном, так и субъективном) является его характеристика как односторонне направленного: от прошлого к будущему ("стрела времени"). По при этом имеют место и некоторые противоположные воззрения. Так, в своем учении о субъективном времени Бергсон указывал, что благодаря деятельности памяти в сознании субъекта постоянно происходит "возвращение в прошлое" и сосуществование разных временных пластов. А в современной физике имеют место гипотезы о сферах бытия, где объективное онтологическое время течет в обратном направлении (например, в антимире).

Идея относительности знания

Распространение концепции эволюционизма и понятия исторического времени способствовали также утверждению в европейской культуре и философии идеи относительности всякого человеческого знания, т.е. его неполноты, частичности, фрагментарности на каждом этапе развития человечества и, соответственно, недостижимости абсолютной истины как полного набора знания обо всем бытии в целом. Впервые четко сформулированная в позитивизме О. Конта, эта идея затем утверждается практически во всех направлениях и школах современной философии, проявляясь в каждом из них по-своему. Так, в одних из них нашла место идея о существовании объективной истины как адекватного отражения в сознании человека объективного мира и о том, что хотя абсолютная объективная истина и недостижима, но к ней можно бесконечно приближаться. Например, в неомарксизме (в частности, в марксизме-ленинизме) утвердился тезис, что в мире нет ничего непознаваемого, но всегда есть то, что является еще не познанным на сегодняшний день (Ленин). В других течениях акцент был сделан на субъективности истины, или, иначе говоря, на равноценности различных субъективных истин, например в философии жизни Ницше с его учением о "перспективном центре", аналогично в постструктурализме и постмодернизме. Прагматизм в этом смысле выступает как некоторое промежуточное течение, где истина получает не чисто объективный, но и не чисто субъективный статус: она, скорее, становится интерсубъективной, т.е. истиной для отдельных групп субъектов. С аналогичными представлениями мы имеем дело и в неопозитивизме в трактовке истины как конвенции (соглашения между субъектами) (схема 151).

Схема 151. Типы истины

Естествознание и философия

Развитие современной философии теснейшим образом оказалось связано с развитием естествознания и ряда гуманитарных наук (прежде всего психологии, логики и лингвистики), хотя далеко не всегда эта связь является "прямой" и очевидной. Поэтому отметим сначала те черты современной науки, которые оказали особое влияние на философию.

Идея развития. В XIX–XX вв. как в естественных, так и в гуманитарных науках безоговорочно утвердилась идея развития (эволюции) бытия в целом и его различных сфер.

Математизация. В XIX–XX вв. произошла широчайшая математизация науки, причем это характерно для всех естественных наук и даже для ряда дисциплин, традиционно считающихся гуманитарными.

Дифференциация и интеграция наук. В XIX–XX вв., с одной стороны, продолжалась[11] дифференциация наук, "дробление" их на более мелкие и специализированные дисциплины, с другой стороны, по второй половине XIX в. начала действовать, а в XX в. особенно ярко проявилась тенденция к синтезу или интеграции наук (т.е. стали появляться дисциплины "на стыке" различных наук, например, физическая химия, биохимия, информатика и т.д.), и в настоящее время наиболее революционные открытия в науке ожидаются именно в таких областях.

Структурирование мира. В XX в. произошло принципиальное изменение представлений о структуре мира. Так, в восточной философии и культуре с древнейших времен традиционно в структуре мира выделялся микромир (человек) и макромир (Вселенная, Космос) и доминировала идея их подобия[12]. В западной философии эта идея также была широко распространена в период от античности и до Нового времени, но доминировала она скорее в ранний период античной философии, а затем – опять в натурфилософии эпохи Возрождения (схема 152).

Схема 152. Структурные уровни бытия (от эпохи Древнего мира до эпохи Возрождения)

Начиная с классического периода античной философии и вплоть до Нового времени главенствующее положение в западной философии и культуре скорее занимала аристотелевско-птоломеевская картина мира, где мир делился на подлунный и надлунный. Причем считалось, что в каждом из них действуют свои законы и между ними существует принципиальное различие (по составу образующих стихий надлунный мир состоит из Эфира, а подлунный – из Воздуха, Огня, Воды и Земли) (схема 153).

Схема 153. Структурные уровни бытия (аристотелевско-птолемеевская картина мира)

В ньютоно-картезианской механистической картине мира (XVII–XIX вв.) принципиальная разница между миром надлунным и миром подлунным, а также микромиром и макромиром оказалась стерта, поскольку согласно ей все существующее состоит из атомов и подчиняется одним и тем же законам (как отдельный атом, так и тело любого размера, состоящее из громадного числа атомов).

Но с XIX в. начала прокладывать себе дорогу идея, восторжествовавшая в XX в.: необходимо выделять различные структурные уровни бытия и материи[13]. Наиболее общим подходом при этом является выделение грех[14] основных уровней, причем "точкой отсчета" является человек[15] (схема 154).

Схема 154. Структурные уровни бытия (XX в.)

Макромир – это мир объектов, соизмеримых по своим размерам с человеком, мегамир – это мир объектов, несоизмеримо больших человека, а микромир – это мир объектов, несоизмеримо меньших человека. Имеется в виду такое различие размеров, когда единицы измерения человека (метры, футы, килограммы и т.п.) становятся лишенными смысла. Так, бессмысленным является измерение расстояние между звездами в метрах и даже километрах, здесь используется новая единица измерения – световой год, т.е. расстояние, которое свет проходит за земной год (ближайшая к Солнцу звезда находится от него на расстоянии примерно 4 световых лет). Аналогично для микромира: размеры и масса молекул, атомов, элементарных частиц также требуют особых единиц измерения.

Все три уровня бытия тесно связаны, и ряд фундаментальных законов действует на них всех. Но, как оказалось, на каждом из этих уровней действует еще и свой специфический набор законов, так что объяснить явления мегамира и микромира с помощью законов и понятий только макромира оказалось невозможным.

Крушение механистической картины мира. В XX в. произошло крушение старой ньютоно-картезианской механистической картины мира. При этом она не была полностью отброшена, просто выяснилось, что, в сущности, она основывалась на изучении макромира. Вместо нее утверждается новая – более общая картина[16], возникшая при изучении:

• мегамира – основанная на достижениях космологии и космогонии, полученных в физике и астрономии;

• микромира – основанная на достижениях в области квантовой механики.

Влияние других наук на философию

Конкретные открытия в естествознании и ряде гуманитарных наук и основанные на них различные концепции и учения оказали значительное влияние на современную философию: одни подтверждали какие-то философские идеи[17], другие стимулировали возникновение особых школ и направлений в философии или хотя бы особых идей внутри этих школ[18], третьи способствовали общему становлению "духа времени" и современной научной парадигмы, и через нее влияли на те или иные философские учения.

Можно проследить ряд интересных соответствий, говорящих об общих тенденциях и параллелях в развитии философии и других наук. Особенно интересным и принципиально важным оказывается то обстоятельство, что исследования и в естественных науках, и в философии показали, что в общей картине мира важнейшая роль принадлежит субъекту и человеческому сознанию, а также то, что развитие естественных наук оказало серьезное влияние на рационализм и иррационализм в философии.

Субъект в современной картине мира. В 1927 г. Нильс Бор для описания объектов микромира, изучаемых в квантовой механике, сформулировал принцип дополнительности. Причиной стал вывод о невозможности однозначным образом решить проблему природы света. Дело в том, что в некоторых отношениях свет ведет себя как поток частиц (корпускул), а в других – как волна. Данный принцип постулирует корпускулярно-волновой дуализм света и требует его "дополнительного" описания через взаимоисключающие понятия (и как потока частиц, и как волны). Сам Бор считал, что появление этого принципа связано с попытками объяснения явлений микромира, находясь при этом в макромире, а именно:

• во-первых, с попытками объяснить явления микромира посредством понятий, возникших при изучении макромира (т.е. как продолжение ньютоновской традиции недифференцированного отношения к миру, отказу от выделения принципиально различных структурных уровней бытия);

• во-вторых, с общими сложностями образования понятий в сознании человека, связанных с разделением бытия на субъект и объект (об отрицательных последствиях разделения на субъект и объект в европейской философии говорил уже Ницше, и эта идея оказалась подхвачена в феноменологии, экзистенциализме, прагматизме и т.д.);

• в-третьих, при наблюдении и описании явлений микромира мы не можем абстрагироваться от относящихся к макромиру наблюдателя и средств наблюдения.

Бор полагал, что "принцип дополнительности" является подходящим не только для описания объектов микромира, но и имеет общеметодологическое значение[19], и в современной науке он действительно получил широкое распространение в самых различных сферах знания. В философии же с ним можно сопоставить, в первую очередь, концепцию, имевшую место еще в джайнизме и суфизме о том, что каждое философское учение правильно описывает только отдельную грань бытия, а к пониманию его в целом можно приблизиться, только принимая все эти учения. В современной западной философии аналог этого принципа можно усмотреть в учениях, признающих существование только субъективной или интерсубъективной истины, а также в общем духе "плюрализма" в XX в., готовности признать возможность сосуществования различных, взаимоисключающих учений.

Другая очевидная аналогия состоит в следующем. Неустранимость наблюдателя и средств наблюдения из физической картины мира, так же как сложности образования понятий в сознании наблюдателя, превращают любую картину мира в заведомо субъективную, т.е. картину мира, "увиденную глазами субъекта". Любая попытка приблизиться к объективной картине мира, уменьшить налет субъективности требует изучения субъекта и особенностей его сознания. Тем самым в центре внимания оказывается сам субъект, его познавательные способности и структура сознания. Именно это и произошло в современной западной философии (табл. 80). В восточной философии (и особенно индийской) субъект с его сознанием изначально находился в центре рассмотрения, и это также было одной из причин того, что современная западная философия стала все более пристальное внимание обращать на восточную.

Тезис о неустранимости субъекта из современной картины мира подтверждается еще одним знаменитым принципом, появившимся в 1927-е гг. в современной физике – "принципом неопределенности" Вернера Гейзенберга. Согласно этому принципу, для любой микрочастицы невозможно одновременно строго определить ее координаты (положение в пространстве) и импульс; то же относится и к другим парам сопряженных величин (энергия и время, момент количества движения и угол).

И, наконец, в 1970-е гг. изучение так называемой "тонкой подстройки" Вселенной, т.е. соотношения между различными физическими константами, привело к формулировке "антропного принципа". Суть проблемы заключается в том, что численные значения физических постоянных, образующих "тонкую подстройку" (таких как безразмерные константы четырех фундаментальных взаимодействий или размерные константы типа гравитационной постоянной, постоянной Планка, заряда электрона, массы электрона и протона, скорости света и т.п.) теоретически не обоснованы: они получены экспериментально и независимо друг от друга, и признание какой-либо конкретной величины физической постоянной происходит в основном на интуитивных началах. Но тогда возникает вопрос: а какой бы была Вселенная, если бы эти величины были бы иными?

Оказалось, что даже при небольшом изменении этих величин (на 10–15%) Вселенная вообще не возникла бы. Иначе говоря, не образовалась бы Вселенная, в которой существует человек – наблюдатель мира. Таким образом, появление человека неразрывно связано с фундаментальными законами Вселенной. Отсюда и следует "антропный принцип", в настоящее время существует две его формулировки.

Слабый антропный принцип: то, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.

Сильный антропный принцип: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель.

Таким образом, развитие современного естествознания и физики, в частности, шло параллельно философии, ставя познающего субъекта в фокус внимания.

Рационализм и иррационализм

Практически вся докантовская философия Нового времени строилась на постулате "прозрачности", или абсолютной постижимости, бытия для человека (тезис рационализма). В философии Канга была провозглашена принципиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. "вещи-в-себе", но зато был сорван "покров тайны" с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась "ясность" и "прозрачность" бытия.

В современной философии, во многом опирающейся на Канта, исходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной "непрозрачности", "непроницаемости" бытия (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бытие оказывается непознаваемой и недостижимой "вещью-в-себе", и потому философия обращается к единственно доступному для нес миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. По и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.

Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррационалистическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.

Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека[20] повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре и способствовали выработке современной естественнонаучной методологии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и непосредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. – на появление и развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарксизма (в том числе марксизма-ленинизма).

Но уже в конце XIX – начале XX вв. абсолютизация этих позитивистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению "наук о природе" и "наук о духе" (культуре) и их методологий (рационалистической и иррационалистической соответственно).

Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших можно назвать следующие.

Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая "узкая" научная дисциплина становилась все более "закрытой" и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для фило- софов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни "эзотерического" знания. Следствием этого стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и "чисто" гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более "ясной" и "прозрачной" для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.

Во-вторых, использование научных открытий в военных целях[21], экологический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в западной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в философии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. – в постструктурализме и постмодернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (индийской и китайской) философии, в центре которых находятся феномены человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).

Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современную философию, можно выделить ряд наиболее существенных открытий (табл. 88).

Таблица 88

Влияние достижений наук в XIX–XX вв. на философию

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XIX в.

Открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, телефон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.)

XIX-XX вв.

Повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной

XIX в.

Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксизма и естественнонаучного материализма (в частности, "вульгарного", или физиологического)

Рубеж XIX–XX вв. Привели в неокантианстве к резкому противопоставлению "наук о природе" и "наук о духе" (культуре) и их методологии XIX-XX вв.

Способствовали развитию рационализма XX в Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма

Общий процесс дифференциации наук

Способствовал развитию отдельных наук и усилению непонимания "узкими специалистами" в различных науках друг друга

XIX-XX вв.

Способствовав развитию иррационализма

XIX в.Биология:

Создание и широкое распространение эволюционной теории Дарвина, основанной на принципе естественного отбора;

открытие Менделем законов наследственности

Конец XIX-XX вв.

Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы.

Конец XIX-XX вв.

Повлияло на создание течения социалдарвинизма и геополитику.

Повлияло на концепцию творческой эволюции Бергсона (философия жизни), на эволюционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма

XIX в. – Химия

Открытие Менделеевым Периодической системы элементов

Способствовало подтверждению идеи единства всей природы

Подтверждало законы диалектики и способствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма

XIX в. – Физика

Открытие закона сохранения энергии (джоуль);

открытие электромагнитных нолей (электромагнитная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики

Конец XIX–XX вв. Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX–XX вв.;

дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия "стрелы времени"; привело к возникновению концепции "тепловой смерти Вселенной"

Коней, XIX–XX вв.

Способствовало "феноменологическому" повороту в философии и дифференциации понятий "вещество" и "материя"; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории "Большого взрыва"

XIX в. – Математика Создание неэвклидовой геометрии

XX в.

XX в.

Повлияло на создание теории относительности, согласно которой пространство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик

XX в.

Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма

XIX в. – Языкознание Открытие связи языка с национальной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономерности развития групп языков из общих корней, существования "языковых семей" (создание первых реконструкций индоевропейского праязыка)

XIX–XX вв.

Повлияло на увеличение общего интереса к языку и знакам в целом; способствовало возникновению семиотики (науки о знаках); подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики

XX в.

Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамера, на лингвистическую философию, на постструктурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма

Рубеж ΧIΧ-ΧΧ вв.

Физика

Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики; открытие радио

XX в.

Способствовал крушению старой механистической (ньютоно-картезиансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии; создание радиосвязи, широкое использование в практической жизни электричества

Конец XIX-XX вв.

Способствовал "феноменологическому" повороту в философии: повлиял на становление эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма)

Математика и лотка Кризис в математике (обнаружение парадоксов в основании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Васильевым учения о "воображаемых логиках"; антипсихологизм Фреге и разработка им основ логической семантики

Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассических логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики

Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля

Психология и психиатрия Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа

Способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной (с начала XX в.), широкому распространению психоанализа как метода лечения, "сексуальной революции" в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм", "сюреализм" и т.д.)

Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство);

оказала влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма

Лингвистика Концепция де Соссюра

Повлияла на развитие теоретического языкознания, семиотики и логики (логической семантики)

Стала непосредственной предпосылкой структурализма; повлияла на неопозитивизм и постпозитивизм (лингвистическую и аналитическую философию)

XX в.общие события Первая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (отравляющие вещества, аэропланы и т.д. – в Первой мировой войне).

Вторая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (управляемые ракеты, атомная бомба и т.п. – во Второй мировой войне); экологический кризис, ставший результатом безудержного промышленного развития и т.д.

XX в.

Подорвало сциентистские настроения в культуре, что способствовало усилению интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания

Вызвало крушение сциентистских настроений в культуре, что способствовало подъему новой волны мистицизма и религиозности, связанной с обращением к различным нетрадиционным для западной культуры религиям, в частности восточным

XX в.

Способствовало развитию иррационализма, в частности философии жизни Бергсона и Шпенглера, экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса

Способствовало дальнейшему развитию иррационализма, в частности:

– экзистенциализма Сартра, Камю и т.д.;

– постструктурализма и постмодернизма;

– интересу к восточной философии

XX в.в науке в целом Усиление процесса интеграции наук

Повлияло на превращение принципа дополнительности в общеметодологический принцип

Вторая половина XX в.

Повлияло на возникновение синергетики и разработку методологии междисциплинарных исследований

XX в.Физика и астрономия Возникла новая картина мира (боровско-эйнштейновская); открытие ядерной энергии; принцип дополнительности, принцип неопределенности, антропный принцип; открытие "доплеровского эффекта" и явления "разбегания галактик", создание космогонической концепции "Большого взрыва" возникновение ракетостроения

Произошло овладение ядерной энергией, используемой как в военных, так и в мирных целях Подтверждение концепции историзма в развитии природы; поиски следов внеземных цивилизаций в космосе с помощью радиотелескопов

Способствовало выделению трех структурных уровней бытия (микромир – макромир – мегамир);

оказало влияние на развитие общей теории систем;

способствовало усилению интереса к субъекту и его сознанию и к проблеме места человека во Вселенной; разработка философской космогонии; повлияло на развитие "космического мышления" и на развитие космизма

XX в. – Химия Создание принципиально новых материалов, применяемых во всех сферах жизни; создание ракетного топлива

значительное повышение урожайности сельскохозяйственной продукции; повлияло на возникновение космонавтики

Способствовало постановке проблемы и месте человека во Вселенной и на развитие русского космизма

ХХ в.Биология

Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК, разработка теории мутаций

Подтверждение представлений о родстве всего живого на Земле; возможность клонирования; дополнило дарвиновскую теорию эволюции

Вызвало изменения в теологических концепциях происхождения человека

XX в.Языкознание Гипотеза лингвистической относительности Сепир-Уорфа (связь языка с национальной ментальностью и картиной мира); развитие сравнительно исторического языкознания (компаративистики)

Подтверждало концепцию историзма, влияло на исследование проблемы искусственного интеллекта

Повлияла на развитие языковой проблематики в философии (на феноменологию, герменевтику, психоаналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм)

XX в.Культурология Концепция Шпенглера о развитии культур.

"Игровая теория происхождения культуры" Хейзинги

Способствовала появлению и развитию культурологии как самостоятельной дисциплины; повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской культуры, способствовала росту интереса к другим культурам

Повлияла на развитие культурологии, искусствоведения и языкознания

Повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской философии, способствовала росту интереса к восточной философии Вторая половина XX в.

Повлияла на становление игровой теории языка Витгенштейна и лингвистической философии в целом

XX в. – Информатика Создание компьютеров

Значительные изменения в условиях умственного труда; революционные преобразования в способах связи, хранения,обработки и передачи информации

Поставило в философии проблему искусственного интеллекта; связи души и интеллекта