Лекция четвертая. Истоки демократии и тирании в мировых религиях

Доктрины возникновения мира, жизни в нём, отношений между людьми, содержащиеся в "священных книгах" народов мира, представляют интерес в плане понимания: как логики складывания: общественных институтов, в частности институтов свободы и демократии, так и их влияния на формирование социально-политических взглядов человечества.

Долгое время считалось, а кое-где и до сих пор считается, что общественные порядки, в том числе политические, установлены в соответствии с договорами Бога с Ноем и Моисеем, модификацией и прообразом которых является общественный договор, учреждающий государства.

Вероятно, "священные книги" являются первыми попытками систематизации и кодификации сложившихся в предшествующие эпохи норм жизни человека. Десять заповедей (Закон Божий) – это обобщение поколениями людей, жившими на. заре институционализации общества, опыта и традиций предшествующих поколений и отбор из них наилучших, по их мнению, норм. Их дополнили и расширили впоследствии представители других народов мира: Конфуций в Китае, Сиддхартхи (Будда) из Индостана, Зороастр из Персии, Иисус из Назарета, Мухаммад из Мекки. В дальнейшем на протяжении полугора – двух тысячелетий они, постепенно распространившись по всему земному шару, абсолютизировались, уточнялись и модифицировались новыми течениями в мировых религиях. Хотя все они без исключения пронизаны мистицизмом, что вполне объяснимо уровнем знаний первых поколений людей на Земле, священные предания отличаются друг от друга по степени их социальности и политичности, видением и пониманием последовательности исторических процессов и взаимоотношений природы, обществ и людей. Все они без исключения исходят из первенства природы по отношению к человеку, а также законов природы по отношению к законам людей, но под природой подразумевают некую трансцендентную силу, называемую творцом и господином вселенной – Богом. В одних верованиях таких творцов множество – в каждой области жизни свой, в других – несколько или только один (политеизм или монотеизм). В Новое время параллельно с религиозными ценностями и на основе нового их осмысления складываются системы светских социально- политических и моральных ценностей. Их влияние среди населения постоянно растёт, заменяя предрассудки научными знаниями.

Основные исходные постулаты почти всех мировых религий пронизаны идеями равноправия и народовластия в соответствии с предписанием единого, небесного творца. Согласно им, Бог сотворил человека по образу и подобию своему, а также передал ему в пользование всё, чем батата природа и составляет основу его существования . Он же предопределил образ жизни человека: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...". Библейскому Иову приписывают слова: "Голым я вышел из утробы матери, голым я и вернусь туда..." [Иов, 1:21].

Согласно Библии все люди изначально свободны и равны между собой как творения с единой матрицы самого Бога. Это означает, как комментировали теологи эти постулаты Писаний, что Бог не хотел, чтобы сотворённое им рациональное существо доминировало над себе подобными. Признавались различия между людьми лишь по полу, возрасту, степени их благочестия и почитания их сородичами. Поэтому в древние времена полагали, что Бог выбирает наиболее почитаемых людей пастырями и руководителями народов.

Не только люди, но и все живые существа равны между собой в отношении некоторых даров природы, а человек должен добывать свой хлеб насущный собственным трудом. В отношениях с природой и между собой люди должны руководствоваться некоторыми общими принципами, обусловленными самой природой. Этих принципов много. В иудаизме и христианстве они строго и лаконично обобщены в форме Закона Божьего. Современным светским языком эти заповеди сводятся к следующему: любить и беречь природу, дающую все необходимое для жизни. Нет ничего лучше натурального, природного, следует остерегаться искусственного, надуманного. Беречь природу и её чистоту необходимо на деле, а не только на славах. Трудиться столько, сколько требуется для получения необходимых для жизни средств существования, не забывая и об отдыхе, нужном для восстановления затраченных сил и энергии.

Следующими по важности после отношений с природой выступают отношения между родителями и детьми, которые должны почитать друг друга; родители обязаны вырастить своих детей, поставить их на нога, подготовить к самостоятельной жизни, наделив своё потомство соответствующими знаниями и трудовыми навыками, а дети – слушаться родителей, повиноваться им и почитать их. Во имя собственного и всеобщего блага и безопасности люди должны жить по нормам истинно человеческой жизни: не делать ничего, что угрожало бы жизни окружающих людей, а тем более убивать себе подобных без оправдательной причины; не вести образа жизни животного, не брать ничего из того, что им не принадлежит; говорить только правду, не сеять вражды между людьми славам и делам, не завидовать другим и не покушаться на их имущество.

Всевозможные дары и: преподношения считаются источником незаработанных собственным трудам доходов и началом дегуманизации человеческих отношений, разложения и гниения человеческой природы, что в последующем будет определяться как коррупция. Правда, сам библейский Яхве требует от "избранного им народа" подношений и всесожжении, а также залога и серебра как для самого себя, так и для своих священнослужителей, что станет оправданием преподношений и "наместникам бога" на земле, их приближённым, служителям церквей и чиновникам.

В Библии подробна определены нормы, в соответствии с которыми должна организоваться жизнь в обществе. Предопределены нормы труда и пользования творениями природы, в там числе и главным её богатствам – землёй. Земля – общее достояние всего живого, право на пользование ею принадлежит всем тем, кто на ней живёт. Землю "не должно продавать навсегда, ибо Мая земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня" [Левит, 25:23]. Можно уступать на время только право пользования землёй, но с правом выкупа. То есть сотворённое природой – это общее достояние всех людей, на долю которого каждый человек может претендовать. Согласно Библии, люди вправе свободно распоряжаться лишь тем, что создано или приумножено их собственным трудам. Заботой о стабильности жизни людей и их благополучии проникнуты также нормы брака и семейной жизни. Запрещается призыв на военную службу человека, только что создавшего свою собственную семью. Это можно сделать не ранее, чем через год после свадьбы, т.е., когда семья успеет укорениться [Второзаконие, 24:5].

Как уже говорилось, по мере складывания общества происходит его институционализация, начиная с выработки простейших норм повседневной жизни и отношений между его членами с учётом возраста, пола, социального и имущественного положения, а также сил и способностей. С учётом опыта времён беспорядочных половых сношений, имевших опасные дня жизни последствия, формируются строгие правила вступления в брак. Они предусматривают, на ком и при достижении какого возраста можно жениться; какими должны быть взаимоотношения между мужем и женой, между родителями и детьми, между братьями и сёстрами, а также между родственниками. Внебрачные связи осуждаются и жестоко караются, как и связи между лицами одного итого же пода [Левит, 18:22].

Иудаизм складывался как религия рабов, а потому воспевает свободу и счастье, но всё-таки ставит рабов ниже свободных людей. В Ветхом Завете говорится о двух сыновьях Авраама – от рабыни Агарь и свободной Сарры. После того как законная жена Сарра родила сына, рабыня с сыном Исмаилам были изгнаны, ибо сын-раб не мог стать наследником наравне со свободным сынам Исааком. Отталкиваясь от этого предания, Августин называл христиан потомками не рабыни, а свободной женщины [6, р. 436]. В то же время он считал рабство естественным явлением, порождённым желаниями и грехами людей. Часто человек становится рабом или слугой своих желаний и "с позиций справедливости мы должны согласиться с тем, что рабское состояние является результатом греха". Но в Псалмах поётся о граде Божием, где нормы жизни совершенно иные, чем в градах земных, и где царит радость свободы и равенства.

Нормы социума и веры распространялись только на их приверженцев, на "своих". "Чужие" воспринимались как источник опасности, а потому призывали их бояться и опасаться, а по возможности, даже истреблять во имя собственного блага и безопасности. Отсюда и правила войны, ведущейся с крайней жестокостью. "Священные книги" без всяких прикрас описывают эти жестокости. Даже воспеваемый всеми христианами мира Давид после взятия им города Равы вывел народ, бывший в нём, "и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими" [2-я царств, 12:30 – 31]. Он приказывал не щадить ни хромых, ни слепых.

Теологическая концепция государственности, политики и демократии сводится к утверждению идей о царствах – небесном и земном. В первом безраздельно правит воля божья. Точно так же должна быть организована и жизнь на земле, где утвердится Царство Божие. Национальность для христианства до Констанцского собора 1414-1418 гг, а для ислама и до сих пор не является сколько-нибудь важным фактором. Полагалось достаточным, чтобы человек был правоверным христианином или мусульманином, поскольку вера считалась главным объединяющим моментом.

"Священные книги" отражают также последовательность складывания обществ и его институтов, в том числе государства. Судя по Библии, представители "избранного Богом народа" были первоначально каждый сам по себе. Общий статус рабов фараона и эксплуатируемое положение обусловили некую общность социального положения, общность стремлений, оценок и интересов, но только на зачаточном уровне. Долгие скитания по пустыне и продолжительные войны за земли проживавших по соседству народов превратили это племя в уже более или менее устойчивый социум, который начинает формировать свои институты.

Наличие ареала постоянного проживания народа является одним из условий складывания социума, и формирования государства. Пониманием этого фактора проникнуты и "священные писания". Библейское общество формировалось в процессе борьбы за свободу и скитания по пустыне. А завладев землями уничтоженных им племён и обретя ареал собственного проживания, оно формирует государственность. Согласно Библии, призвание царя, т.е. руководителя государства, состоит не в приумножении своих личных богатств, а в установлении в возглавляемом им социуме порядков согласно с законам природы (Бога).

Подобная эволюция общества и государства была, видимо, характерна для всех народов. Как явствует из Библии, после формирования общества и обретения им среды своего обитания здесь установились порядки, когда не было единого института власти и общественные дела вершились судьями из числа прорицателей или пророков. Единым правителем считался сам Бог. Желание людей иметь царей, как и у других народов, в этом документе словами Яхве оценивается как "грех людей перед Богом", как отвержение израильтянами своего Бога и свидетельство их нежелания, чтобы Бог царствовал над ними непосредственно. Но с царствованием людей на земле утвердились жестокие порядки, Израиль лишается независимости и превращается в одну из провинций Римской империи.