Бог как источник нравственного закона

Представление о Боге как творце и властелине Вселенной, источнике нравственного закона наиболее определенно обнаруживается в Библии (греческое название книг Ветхого Завета и Нового Завета, составляющих Священное Писание христианства).

С точки зрения традиционного религиоведения, первоначальная форма религии, это, пожалуй, монотеизм, причем первобытный, т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Появление других героев, предков, вождей, изобретателей вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму (многобожию). Монотеистическими в строгом смысле слова являются иудаизм, христианство и ислам. Более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от смешения политеистических богов в некое единство, которое связывается с политической централизацией власти. Однако первоначально единственный Бог путем обожествления его атрибутов может снова превратиться во множество богов. При этом достаточно резко выделились два слоя религиозного сознания: во-первых, народное, профаническое[1], и, во-вторых, эзотерическое (закрытое), жреческое, рассчитанное на избранных, посвященных, мистов (приверженцев мистики).

Представления народной религии соответственно своему происхождению остаются большей частью антропоморфическими. В них Бог – это человекоподобная личность. Для непосвященных же Бог – единая, индивидуальная, самосознающая и самодействующая сила, существующая вне и над миром. Бог рассматривается как Творец, Хранитель и Властитель мира.

Существуют так называемые религии искупления. Среди них и христианство, предполагающее освобождение человека от всяких зол. Но если, например, в буддизме искупление может произойти исключительно собственными силами (самоспасение), то в христианстве оно возможно только благодаря избавителю (спасение Богом). В христианстве речь идет главным образом об искуплении первородного греха. Согласно христианскому учению человеческий род унаследовал грех, который был совершен первым человеком, и утратил первоначальную добродетель. Следствием этого явились искаженность природы человека, склонность его к греху. Однако своими силами человек не может выйти из этого состояния, как умерший не может сам себя воскресить. Нужна помощь Бога, спасающего человека.

В. С. Соловьев подчеркивал: "Так, когда кто имеет непоколебимую, убежденную веру в Бога, то эта вера есть уже непременная его принадлежность – не в том смысле, чтобы он должен был всегда иметь в уме своем утвердительную мысль о Боге, с соответствующими чувствами и стремлениями, а только в том смысле, что каждый раз, как идея Бога действительно возникает в его душе, или каждый раз, как ставится перед ним вопрос о Боге, непременно следует определенный, положительный ответ, сопровождаемый соответственными состояниями чувств и воли"[2].