Япония

Японские организации отличаются выраженным коллективизмом, иерархичностью, мужественностью, уважением к статусу, который может определяться полом, возрастом, принадлежностью к семье, позицией в организации. В японском обществе человек встроен в систему родственных отношений и вынужден смотреть на свои поступки и действия глазами окружающих. Высокая иерархичность японского общества проявляется в строгой соподчиненности, сохранении дистанции, принципиальном отсутствии равенства. Японцы связывают свою карьеру с конкретной организацией, в которой они хотят работать всю жизнь, и демонстрируют высокую преданность своей корпорации (уход из компании может оцениваться как предательство). Японцы в организации скорее живут, чем просто работают (табл. 15.8).

Таблица 15.8

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в Японии

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Коллективизм.

"Сохранение лица".

Вежливость и уважение.

Пунктуальность.

Невозмутимость.

Культ старости.

Уважение к старшим.

Церемониальность, ритуальность. Преданность корпорации.

Три "нет" японской бизнес-этики: нельзя приходить без визиток; нельзя быть неподготовленным к переговорам; нельзя нарушать дресс-код

Г. Хофштеде.

Коллективизм, высокая дистанция власти, высокое стремление избежать неопределенности, выраженная мужественность

Э. Холла.

Высококонтекстность

Р. Льюиса.

Реактивность

Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Партикуляризм – универсализм, диффузность, эмоциональная нейтральность, ориентация на статус, долгосрочность ориентации, внешне управляемая

Арабские страны

Функционирование организаций в арабских странах во многом определяется влиянием ислама. Религия оказывает воздействие на этические установки работников, график работы, внешний вид, взаимоотношения мужчин и женщин. Арабские организации отличаются выраженным коллективизмом, ориентацией на семью (неслучайно так культивируется наем родственников в организацию, даже если они не обладают необходимой профессиональной компетентностью). Арабы ориентированы на человеческие отношения в бизнесе – важен не контракт, а данное партнером слово. Друг – очень важное понятие. Арабы гостеприимны, эмоциональны, разговорчивы, очень любят торговаться, боятся показаться невежливыми (редко используют слово "нет"). Ислам оказывает сильное влияние на гендерные отношения, на роль женщин в экономической жизни. Женщина имеет право на труд, но только с согласия мужчины, по возможности в женском коллективе, в определенных сферах деятельности и только в том случае, когда работа не мешает семье и не оказывает негативного влияния на здоровье женщины (табл. 15.9).

Таблица 15.9

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в арабских странах

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Исламская этика бизнеса.

Ориентация на семью.

Важность отношений с партнером.

Влияние религии на жизнь арабов.

Разделение жизни полов.

Гендерное неравноправие. Непунктуальность.

Гостеприимство.

Умение торговаться.

"Сохранение лица".

"Если Аллах пожелает".

Неумение слушать

Г. Хофштеде.

Коллективизм, высокая дистанция власти, средневысокое стремление избежать неопределенности, выраженная мужественность

Э. Холла.

Высококонтекстность

Р. Льюиса.

Полиактивность

Ф. Тромпснаарса и Ч. Хэмпдсн-Тернера. Партикуляризм, диффузность, эмоциональность, ориентация на статус, долгосрочность ориентации, внешне управляемая культура

Несмотря на постоянные разговоры об универсализации и глобализации бизнеса, введении стандартных подходов к управлению, мы вес равно не можем игнорировать национально-культурные особенности и региональную специфику организационного поведения. Сталкиваясь с представителями "чужой" культуры мы испытываем культурный шок, видим их непохожесть, часто воспринимаемую как ненормальность. Поэтому для повышения эффективности ведения бизнеса важно развивать кросс-культурную чувствительность, восприимчивость к особенностям других культур. Необходимо придерживаться следующих важнейших правил: (1) продавец всегда подстраивается под специфику и культуру покупателя; (2) приезжающий в страну подстраивается под местные особенности и традиции.