Источники знаний о государстве и праве

Основные сведения о государственном и политическом устройстве городов-государств Древней Греции, их правовой системе мы узнаем из сочинений древних авторов – Аристотеля, Ксенофонта, Платона, Плутарха, Фукидида, Геродота и др., а также из дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений, записей речей ораторов, например Демосфена, Лисия и др.

Афинское государство

Зарождение Афинской государственности относится к XI– IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период так называемой "Гомеровской Греции" (XI–IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIII в. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать – эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников – геоморов и ремесленников – демиургов.

Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (царя-базилевса) и учреждение новой должности архонта. Согласно преданию в XI в. до н.э. была отменена царская власть и представители царского рода Кодри- дов стали пожизненными архонтами. В середине VIII в. до н.э. доступ к этой должности получили эвпатриды. Сначала архонты избирались пожизненно, затем – сроком на 10 лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избирались девять человек сроком на один год. Первый архонт (эпоним) стоял во главе коллегии, возглавлял исполнительную власть, имел полномочия по надзору за внутренними делами и решал судебные споры по семейным делам; по его имени называли год. Второй архонт (басилей) исполнял жреческие функции, а также осуществлял суд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал военными вопросами. Остальные шесть архонтов-фесмофетов занимались в основном судебными вопросами.

По окончании срока полномочий архонты становились членами заменившего совет старейшин ареопага, который был высшим судебным и контролирующим органом, обладал большой политической и религиозной властью. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в рассматриваемый период в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.

Развитие Афинского государства в VIII–VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и т.д. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.