Лекция І. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

1. Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц "fons omnis publici privatiquc iuris" источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливии хотел термином "источник" обозначить начало, от которого идет развитие римского нрава.

В юридической литературе различных народов но римскому праву, накопившейся за две тысячи лет (а равно в литературе по буржуазному праву и отчасти даже в литературе по социалистическому праву), выражение "источники права" употребляется в различных смыслах: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.

2. Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. "Ваше право, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", обращаясь к буржуазии, — есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, ОГЛАВЛЕНИЕ которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"[1].

Это соотношение между базисом и надстройкой необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работника производства (раба). И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества — источник содержания норм римского права.

3. Другое значение, в котором употребляется в юридической литературе выражение "источники права", отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам возникает, образуется та или иная норма права. Из положения о том, что право выражает возведенную в закон (т.е. известным образом объективированную) волю господствующего класса (определяемую в конечном счете материальными условиями жизни общества на данном этапе развития), еще не видно непосредственно, каким же путем и в каких формах происходит это выражение воли господствующего класса. В этом определении отражено единство формы и содержания, по ОГЛАВЛЕНИЕ может облекаться не в одну форму, а в различные (хотя и не любые) формы.

Во избежание путаницы с первым значением термина "источники права" в данном случае правильнее говорить о формах образования права или о формах правообразования (или о формах выражения права). В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпоху принципата — сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).

4. Выражение "источники римского права" употребляется так же в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например, кодификация императора Юстиниана (см. ниже, § 5, п. 1 9); произведения римских юристов и т.д.; памятники литературы (не юридические), в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н. э. — начало 1 в. н. э.), Тацита (I—II вв. н. э.), Авла Геллия (вторая половина II в.), Аммиана Марцеллина (IV в. и. э.); римских антикваров ("грамматиков"): Варрона (II—I вв. до н. э.), Феста (I в. и. э.)[2]; римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); других римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.

Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, "Гераклейская таблица", бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках города Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т.д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием особенно много поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в изд. 7-м (1909 г.) книги Брунса "Источники римского права" (Bruns, Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки — эпиграфика.

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых также посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров не в качестве общих типов, а конкретных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 т., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении нрав римского гражданства провинциалам. Для ознакомления с папирусами ценны издания L. Mitteis und U. Wilcken, Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskundc (4 тома), Leipzig, 1912; P. M. Meyer, Juristische Papyri, Erklärung von Urkunden zur Einfühlung in die juristische Papyruskunde, Berlin, 1920. На русском языке — Фрезе, О греко-египетских папирусах (1908 г.); его же, Греко-египетские частноправовые документы (1911 г.).

Для определения хронологии имеет большое значение нумизматика (изучение монет и т.п.).