Источники правового регулирования в сфере осуществления торговой деятельности

Эволюция законодательства, регулирующего торговые отношения в России, характеризуется переходом от регулирования специфики торгового оборота в общих нормативных правовых актах к обособлению торгового права от иных правовых норм. Между тем этот процесс так и остался незавершенным, поскольку торговый кодекс в России принят не был.

Первостепенное значение в законодательном регулировании торговой деятельности принадлежит Конституции РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Таким образом, нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться федеральными органами власти.

В Конституции РФ содержатся установления, призванные непосредственно урегулировать торговую деятельность: положения о едином экономическом пространстве на территории РФ, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности.

Особое место в регулировании торговой деятельности принадлежит ГК РФ, который устанавливает равенство участников торговой деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебную защиту нарушенных прав. Значимыми для регулирования торговой деятельности являются нормы, определяющие правовой статус индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, коммерческих представителей, посвященные обязательствам, опосредующим торговую деятельность, особой ответственности субъекта предпринимательской деятельности и др.

Торговая деятельность, как и всякая предпринимательская деятельность, выходит за рамки частноправового регулирования. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании торговой деятельности. Между тем в России длительное время отсутствовала комплексная регламентация правоотношений между субъектами торговой деятельности и органами государственной власти и местного самоуправления. Решение названной проблемы требовало установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности; создания механизма обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечения прав и законных интересов населения; разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Обеспечить единообразное и системное государственное регулирование торговой деятельности на всей территории страны, упорядочить отношения в области осуществления торговой деятельности призван Закон о регулировании торговой деятельности.

Правоотношения в сфере осуществления торговой деятельности регулируются также Законами РФ "О товарной бирже и биржевой торговле", "О защите прав потребителей", Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О техническом регулировании", "О рекламе" и др.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров[1].

Правовое регулирование торговой деятельности осуществляется в том числе посредством подзаконных актов: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти. Среди них: постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, от 4 марта 2010 г. № 121 "Об утверждении положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской

Федерации", приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 16 июля 2010 г. № 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" и др.

На уровне субъектов РФ используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными и субфедеральными нормативными правовыми актами.

Регулирование торговой деятельности осуществляется не только законами и подзаконными актами, но и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, например Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Соглашением стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли", Соглашением от 8 октября 1999 г. "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли".

Большое значение в регулировании торговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота, понятие которых сформулировано в п. 1 ст. 5 ГК РФ как сложившихся и широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности правил поведения, не предусмотренных в законодательстве, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Обычай делового оборота наиболее часто применяется во внешней торговле. Международная торговая палата регулярно систематизирует и публикует обычаи для субсидиарного применения хозяйствующими субъектами (Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Национальные торгово-промышленные палаты изучают и систематизируют существующие обычаи делового оборота. Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и дает заключения по этому вопросу.