Источники по истории России периода Средневековья и раннего Нового времени

Историческим источником называют любой носитель информации о прошлом. Источники бывают письменные (текстовые памятники и документы), устные (фольклор), материальные (объекты материальной культуры).

B. О. Ключевский отмечал: "Исторические источники – это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ".

Ученые приводят разные определения исторического источника. Приведем несколько наиболее общеупотребительных.

C. Ф. Платонов: "В обширном смысле слова исторический источник есть всякий остаток старины, будет ли это сооружение, предмет искусства, вещь житейского обихода, печатная книга, рукопись или, наконец, устное предание".

Л. Н. Пушкарев: "Исторические источники – все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка".

О. М. Медушевская: "Источник – продукт целенаправленной человеческой деятельности, явление культуры", используемое для получения данных о социальных явлениях и процессах".

В древнюю эпоху основным источником для нас выступают результаты археологических раскопок. В первобытную эпоху изучаются в основном стоянки первобытного человека, в эпоху бронзы и ранний железный век – поселения и могильники. Применительно к древней и средневековой Руси главным объектом изучения выступают города, остатки укрепленных поселений (городища), в меньшей степени – сельские поселения (селища). Также производилось археологическое исследование мест крупнейших битв русского Средневековья (района Ледового побоища, Куликова поля и др.). Раннее Новое время (XVI–XVII вв.) в археологическом отношении изучено в меньшей степени.

В результате археологических раскопок мы получаем сведения о материальной культуре (орудия труда, оружие, одежда, жилище, постройки и т.д.), экономике, социальной жизни, религиозных верованиях, похоронном обряде и пр. Однако археология в силу своей специфики (материальные остатки сами по себе ничего "не говорят" – их истолковывают, интерпретируют ученые-археологи) дает недостаточно сведений для восстановления событийной, политической истории. Основная информация о ней извлекается из письменных источников.

Письменные источники делятся на две большие группы. Первую группу образуют повествовательные источники, содержащие рассказ о каком-то событии. Их отличие состоит в том, что автор при их создании предполагал наличие адресата, читателя, мысленно к нему обращался и соответствующим образом отбирал и излагал материал. В силу этого данный вид письменных источников (они называются нарративом, нарративными источниками) всегда тенденциозен и субъективен. Точность передачи фактов в нем зависит от авторского замысла.

У славян письменность появляется сравнительно поздно – в IX в., поэтому период их предшествующей истории бесписьменный. Основными текстовыми источниками здесь выступают иностранные исторические сочинения, созданные византийскими, арабскими, западноевропейскими авторами. Из византийских памятников можно выделить хроники, в которых упоминались войны Восточной Римской империи со славянами (сочинения Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, Агафия Миринейского и др.), Древней Русью ("История" Льва Диакона), а также военные трактаты ("Стратегикон" Маврикия). Арабские историки и географы оставили описания земель и народов Восточной Европы (так называемые "Книги путей и стран"). Из западноевропейских источников можно выделить как географические описания (например, "Баварский географ"), так и сведения о славянах и русах в хрониках, анналах, эпистолярных памятниках.

Для русской истории IX–XVI вв. главными источниками выступают летописи. Древнейшим летописным сводом, дошедшим до нас в полном виде, является "Повесть временных лет", созданная в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В ее состав были включены более ранние летописные сочинения (об их составе и времени создания ведутся дискуссии). В дальнейшем летописание развивалось в региональных центрах (киевские, новгородские, псковские, галицкие, владимирские, тверские и другие летописи). В XV в. возникают хронографы – летописные сочинения по всеобщей истории, в контекст которых были включены сведения по русской истории. С конца того же века развиваются общерусские летописные своды, созданные на основе московского летописания. Крупнейшими из них в XVI в. были так называемые Воскресенская и Никоновская летописи, "Летописец начала царства".

Своей вершины русское летописание достигло в XVI в. в двух монументальных произведениях – "Степенной книге" (около 1563) и Лицевом летописном своде (1570-е). В "Степенной книге" русская история изображалась в виде 17 степеней – как бы ступеней небесной лестницы, по которым благодаря подвигам русских правителей и святителей Россия и ее богоизбранный народ достигали Небесного Царства. Лицевой летописный свод представлял собой грандиозное 10-томное сочинение по всемирной истории с иллюстрациями-миниатюрами. Благодаря этим иллюстрациям свод является настоящей энциклопедией русской жизни XVI в. – он содержит множество изображений одежды, оружия, предметов материальной культуры, батальных и бытовых сцен и т.д.

В конце XVI – начале XVII в. русское летописание прерывается и возрождается уже во второй трети XVII в., но его значение как исторического источника уменьшается. Летописи XVII–XVIII вв. (Пискаревский летописец, Мазуринский летописец и т.д.) представляют собой обширные компиляции более ранних летописных сводов, количество оригинальных известий в них сокращается.

Кроме летописей историческими повествовательными источниками выступают различные исторические и воинские повести (например, памятники Куликовского цикла – группа сочинений XIV–XVI вв. о Куликовской битве 1380 г., "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повесть о прихождении короля Стефана Батория на град Псков" в 1581 г. и др.). Их количество значительно возрастает в конце XVI и особенно в XVII в., когда развивается жанр исторической публицистики. Особый толчок развитию этого жанра дало Смутное время: среди посвященных ему сочинений следует назвать "Временник" Ивана Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына, Новый летописец и др.

Особый исторический источник представляет собой агиографическая литература – жития русских святых. В середине XVI в. по инициативе митрополита Макария все жития были объединены в грандиозный свод – Великие Минеи Четии. Кроме того, важными источниками являются другие церковные памятники: патерики (сборники рассказов о святых отцах-подвижниках), синодики (книги поминания умерших), послания и грамоты церковных иерархов и т.д.

Еще одну группу источников образуют сочинения эпистолярного жанра – памятники личной переписки, послания различным адресатам и пр. Они известны с раннего Средневековья: среди найденных на Северо-Западе Руси, в Новгороде и Пскове, берестяных грамот много подобных посланий. Из эпистолярных источников раннего Нового времени следует выделить памятник XVI в. – переписку царя Ивана Грозного и князя Андрея Михайловича Курбского. Расцвет эпистолярного жанра отмечается в XVI-XVII вв.

Мемуарная литература и дневники особого развития вплоть до XVII в. в России не получили. Можно назвать несколько памятников, близких к ним по жанру: "Поучение" Владимира Мономаха (XII в.), в котором он повествует о своей жизни; "История о великом князе Московском" Андрея Курбского (начало 1580-х гг.), содержащая элементы автобиографии; знаменитое автобиографическое житие протопопа Аввакума (вторая половина XVII в.) и т.д.

Для XVI–XVII вв. особую группу источников составляют записки иностранцев о России. Многие европейские дипломаты, купцы, военные, чей жизненный путь оказался связан с Россией, оставили свои сочинения описательного характера. Здесь следует выделить "Записки о Московии" австрийца Сигизмунда Герберштейна (1549), "О государстве Русском" англичанина Джильса Флетчера (1591), сочинения об опричнине немцев Генриха Штадена и Альберта Шлихтинга, ливонцев Иоганна Таубе и Элерта Крузе, а также первую зарубежную биографию русского правителя – Ивана Грозного, написанную в 1585 г. немецким пастором Паулем Одерборном, и пр. Особое значение иностранные источники имеют для истории Смутного времени, потому что многие из них были написаны очевидцами, непосредственно принимавшими участие в гражданской войне в России (Исаак Масса, Генри Бреретон, Станислав Жолкевский и др.).

Вторая большая группа письменных источников – деловая документация. Эти тексты писались не для создания исторических образов у читателя, а для осуществления какой-либо деловой деятельности: экономических сделок, реализации распоряжений и приказов властей, судебно-следственных мероприятий и т.п. В силу таких причин подобные тексты более объективны и адекватны реальности (ведь без этого невозможно было бы совершать юридические, социальные, экономические акты и сделки). Если, конечно, перед нами не подделка или фальсификация.

К памятникам деловой документации относятся прежде всего различные акты, фиксирующие разного рода сделки: куплю, продажу, завещания, разделы имущества, пожалования движимого и недвижимого имущества, разнообразные распоряжения институтов власти различного уровня. В эту группу входит также финансовая, налоговая и судебная документация. Такого рода акты делятся на публично-правовые (фиксирующие отношения между властью и отдельными индивидами, поэтому сюда относятся различные договоры, в том числе международные, и законодательные памятники) и частноправовые (фиксирующие всевозможные сделки между частными лицами). Кроме актов (текстов, оформленных по определенному шаблону и побуждающих к какому-либо действию или регистрирующих его), ученые-источниковеды выделяют еще и документы (деловая документация, просто фиксирующая тс или иные деловые обстоятельства, например, разного рода перечни, ведомости, реестры, справки и т.д.).

Изучение русской средневековой истории по памятникам деловой документации затруднено, поскольку степень их сохранности весьма невысока. Возможно, это связано с деловой культурой Древней Руси, которая долгое время не предполагала хранения документов, создания архивов. Показательно, что большинство из найденных берестяных грамот – выброшенные, порванные и порезанные: их не берегли, а выбрасывали. Культура архива складывается вначале в княжеских канцеляриях, где хранились политические документы (договоры, или, как говорили в старину, – "докончания"), а также в монастырях, заинтересованных в сохранении документов, доказывающих правомочность землевладения обителей.

По этим причинам, а также в связи с нелегкой русской историей, изобилующей многочисленными войнами и разорениями, документальные источники до начала XVII в. сохранились крайне плохо.

По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени сохранилось восемь актов XII в., 15 актов XIII в., 163 акга XIV в., 2048 актов XV в. – всего 2234 акга, освещающих 400 лет истории русских земель! Ничтожно малые показатели! Европейские архивы городов и крупных монастырей за аналогичный период насчитывают десятки и даже сотни тысяч документов по истории одного населенного пункта или монашеской обители. И. Н. Данилевский приводит следующие цифры: "...еще в первой половине XIV в. только из французской королевской канцелярии ежедневно исходило, по подсчетам P.-А. Ботье, до 150 документов, скрепленных королевской печатью (за год до 60 000), а в архиве Арагонского королевства сохранилось 6500 регистров, зафиксировавших около 4 млн актов".

Здесь, конечно, сказывалась разница в развитии бюрократической культуры. Как показано Μ. М. Кромом, русская великокняжеская канцелярия в конце XV – начале XVI в. по интенсивности документооборота только вышла на уровень парижских нотариусов XII–XIII вв. Иными словами, документов до XVII в. в России в принципе было меньше, чем в Европе. Однако и те, что имелись, до нас в значительном количестве не дошли. В XVII в. ситуация меняется, и с каждым годом увеличивается число доступных историкам документов по самым разнообразным сюжетам отечественной истории. Иной раз их бывает даже слишком много. Один исследователь зачастую физически не в состоянии обработать все имеющиеся массивы документов, требуются крупные исследовательские коллективы.

По подсчетам историка В. П. Загоровского, "в столбцах Белгородского стола Разряда имеется 1911 дел (единиц хранения). Большинство дел состоит из нескольких сотен листов, написанных мелкой скорописью XVII в., встречаются дела и по полторы-две тысячи листов. Всего в столбцах Белгородского стола Разряда хранится около миллиона листов рукописных текстов. Ежедневно читать, мысленно продумывать, делать выписки, сопоставлять с уже прочитанным и изученным можно, скажем, 200 листов рукописей. В этом случае исследователь (не занимающийся, добавим, ничем другим, что практически невозможно, но мы рассматриваем теоретический вариант) потратил бы на ознакомление с документами, отложившимися в столбцах Белгородского стола, 14 лет".

Основной массив актов и документов по истории России XII–XVII вв. хранится в Российском государственном архиве древних актов (Москва), рукописных хранилищах Российской государственной библиотеки (Москва) и Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), региональных архивах. Исследователями XIX–XXI вв. опубликовано большинство актов за древнерусский период вплоть до XVI в. включительно и только небольшая часть документов по XVII в. Для исследований по XVI–XVII вв. без архивного поиска не обойтись.

Кроме материальных и письменных источников, для реконструкции прошлого привлекаются иллюстративный материал (фрески, иконы, гравюры, книжные миниатюры), памятники литературы (которые могут служить источником по истории ментальности), памятники фольклора и т.д.

Для результативного и адекватного изучения прошлого необходимо привлечение комплекса источников, т.е. всех возможных источников по изучаемому сюжету. Нельзя строить исследование с опорой только на один вид источников. Кроме того, необходима проверка на достоверность сведений из источников (эта исследовательская процедура называется верификацией источников).