Источники информационной базы анализа инновационной деятельности

При организации и реализации инновационной деятельности особое место занимают информационные ресурсы, которые являются не только источником разработки конкретных инноваций, по и их реализации и коммерциализации.

Проблема формирования информационной базы в инновационной сфере имеет два основных аспекта. Во-первых, создание информационной базы управления инновационными процессами на государственном уровне, т.е. в системе НИС. Во-вторых, создание информационной базы для анализа и оценки инновационной деятельности конкретного предприятия.

В первом случае информационная база формируется на основе создания государственной системы статистических наблюдений и экспертных оценок в сфере науки и инноваций. Методологической основой формирования показателей инновационной деятельности и использования методов статистики в России являются положения Руководства Осло (о котором уже упоминалось ранее). По мнению А. Аброскина, при организации системы сбора соответствующих первичных документов может быть разработана система показателей, необходимых для принятия управленческих решений в экономике. Он считает, что наиболее значимыми источниками информации в области инноваций и инновационной деятельности являются[1]:

• результаты статистических наблюдений, осуществляемых Росстатом в рамках официальной статистики сферы науки и инноваций, к ним относятся: форма № 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", форма № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", форма № 2 МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)", форма № 1-технология "Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий" и форма № 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)";

• данные Росстата, разрабатываемые на основе результатов статистических наблюдений с использованием различных форм учета и статистической отчетности;

• данные, получаемые из ведомственных источников статистической информации;

• данные, формируемые из основных зарубежных источников, представляющих результаты разработок международных организаций, используемых для целей международных сравнительных исследований.

Представленные виды информации позволяют не только иметь общее представление об инновационных процессах страны в целом, но и оценить ее инновационный потенциал, как внутри государства, так и на мировом уровне.

Проведение анализа и оценки инноваций и инновационной деятельности любой организации опирается на многочисленные источники информации, как внутренние (широкий спектр документации и отчетов предприятия), так и внешние. К внешним источникам информации можно отнести следующие:

– маркетинговые компании;

– научно-исследовательские и проектно-изыскательные организации, образовательные структуры;

– франчайзинговые компании;

– информационные компании (журналы, издательства, информационные центры);

– элементы инфраструктуры (патентные бюро, изобретательские центры);

– отдельных ученых и изобретателей.

Информационная база анализа и оценки инновационной деятельности формируется в соответствии с целями и задачами анализа, объединяя данные внешних и внутренних источников. Причем если у организации отсутствует опыт инновационной деятельности, то для выбора стратегического направления инноваций и принятия управленческих решений наиболее значимым являются внешние источники информация.

Источники информационной базы анализа инноваций и инновационной деятельности формируются на основе определения целей и задач анализа.

Приоритетной целью анализа является оценка потребностей, возможностей и целесообразности организации инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, внедрения инноваций без угрозы его дальнейшего функционирования и получения конкурентных преимуществ на рынке. Для реализации данной цели необходимо анализировать целый комплекс информации из разных источников:

внешнюю и внутреннюю информацию (но отношению к организации);

первичные и вторичные документы (по целям первоначального сбора информации);

– условно-постоянные и динамические (переменные) данные – в зависимости от периодичности изменения и скорости устаревания информации;

– данные нормативных правовых актов;

– данные стандартов и правил;

– методические рекомендации и указания, утвержденные государственными органами;

– общеэкономическую информацию;

– маркетинговую информацию;

– финансовую информацию;

– инвестиционную информацию;

– данные бухгалтерского и налогового учета;

– техническую и технологическую информацию; данные управленческого учета;

– патентно-лицензионную и другую информацию, касающуюся создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

– данные НИОКР, отчетов исследовательских и конструкторских подразделений, результаты испытаний опытных образцов;

– отраслевые и внутрифирменные нормы и нормативы;

– данные бизнес-планов и отчетов об их выполнении, оперативно-производственного и статистического учета[2];

– показатели стратегического планирования.

Для решения конкретных задач анализа инновационной деятельности используются следующие источники информации (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Информация для решения задач анализа инновационной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ задачи

Источник информации

Комплексная оценка потребности инновационного развития предприятия, определение инновационной стратегии и приоритетов в инновационной деятельности

Техническая документация, результаты технических испытаний, статистическая отчетность, оперативно-производственные данные, результаты финансовой и инвестиционной деятельности

Анализ возможностей предприятия в части обеспечения ресурсами полноценного инновационного процесса, внедрения инноваций

Производственная, финансовая и управленческая отчетность за ряд периодов, данные интеллектуального потенциала кадров

Поиск и изучение существующих на рынке инновационных решений

Статистика, маркетинговые исследования, данные СМИ, данные в Интернете, периодическая научная и техническая литература

Организация и планирование процесса внедрения инноваций

Организационная, производственная, отчетная документация

Анализ эффективности инновационной деятельности

Техническая документация, производственная и финансовая отчетность

Анализ финансово-экономических результатов и финансового состояния организации по итогам использования и внедрения инновационных продуктов

Финансовая, управленческая и статистическая отчетность

Можно выделить группы показателей, по которым осуществляется анализ инновационной деятельности:

• показатели, характеризующие занимающиеся инновационной деятельностью организации;

• показатели, учитывающие результаты инновационной деятельности, такие как: объем научно-исследовательской деятельности, структура проектных и конструкторских работ, создание опытных образцов и т.д.;

• показатели по использованию результатов от внедрения инноваций: новые виды и типы продукции по годам, ежегодное соотношение новых и существующих товаров, прогрессивность и конкурентоспособность технологий на национальном и мировых рынках и т.д.;

• показатели по экономическим результатам: зависимость увеличения прибыли от внедрения инноваций, ресурсоемкость продукции, рассчитанная по каждому году;

• показатели эффекта от инновационной деятельности (экономический, коммерческий, бюджетный, социальный, экологический).

Указанные показатели приводятся по отдельным источникам финансирования, годам, их изменению абсолютных и относительных характеристик.

Кроме того, следует отметить, что результаты анализа инновационной деятельности могут интересовать разных субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в данной информации. Например:

• собственники, акционеры заинтересованы в повышении рентабельности организации, в улучшении финансовых показателей от внедрения инноваций;

• руководители разных уровней хотят получать достоверную и оперативную информацию по развитию инновационной деятельности в целях своевременного принятия необходимых решений;

• сотрудники заинтересованы в улучшении мотивации и стимулирования в новых условиях труда, повышении заработной платы, возможности обучения инновационной деятельности для работы с новой техникой и новыми технологиями;

• инвесторы заинтересованы в доходности и выгодности инвестирования инновационного проекта с учетом всех рисков, в его актуальности, не только для данного предприятия, но и потребительского рынка;

• потребители хотят получать товары и услуги высокого качества но приемлемой цене;

• органы государственной власти заинтересованы: в расширении инновационной сферы, увеличении занятости населения в наукоемких производствах, в собираемости фискальных платежей и взносов, в своевременном поступлении отчетной информации, касающейся результатов инновационной деятельности, особенно в случае государственного финансирования.

Многоаспектность информации для проведения анализа инновационной деятельности требует наличия информационной базы, которая формируется в определенной последовательности[3]:

1) при определении целей формируется общая информационная область;

2) при формулировании задач определяется информационная направленность, по каждой задаче определяется конкретная составляющая общей информационной области;

3) выявленный объект анализа определяет принадлежность конкретной информации;

4) выявленные субъекты анализа определяют направленность информации.

Следовательно, формирование информационной базы для проведения анализа инновационной деятельности требует больших усилий и от эффективности этого процесса во многом зависит не только эффективность его результатов, но и их объективность.