Источники формирования организационной культуры

Для управления изменениями организационной культуры важно знать источники ее возникновения. Культура консервативна, и спустя десятилетия она несет на себе отпечатки прошлой истории, чаще всего связанной с возникновением и формированием организации. Здесь ведущая роль отводится учредителям организации. Они создают культуру тремя способами. Во-первых, они нанимают, поддерживают и способствуют карьерному росту работников, которые думают так же, как они.

Во-вторых, основатели организации обучают своих работников тем навыкам, которые считают ценными и полезными для организации, при этом передавая им собственный способ мышления, оценки происходящих событий, ценности и мировоззрение. Те из сотрудников, которые скорее воспримут эти ценности и продемонстрируют приверженность им, получат преимущества, укрепят свои позиции в организации и начнут передавать культурные нормы другим работникам, прибывшим в организацию после них.

В-третьих, сами учредители демонстрируют образцы поведения, которые являются привлекательными для окружающих по моральным критериям, но профессиональному мастерству, изобретательности, инновационность, экономической рациональности, становясь центральными фигурами, обеспечивающими организационный успех. История промышленных, финансовых, торговых корпораций приводит множество примеров личностей, воодушевлявших своим поведением сотрудников и являющихся образцом для подражания даже после своего ухода из жизни, — достаточно вспомнить, например, имена основателя крупнейшей автомобильной корпорации США Г. Форда или создателя лидера мирового масштаба, инновационной электронной корпорации Apple С. Джобса. Или еще один пример: учредитель компании McDonald's, Р. Крок, умер в 1984 г., по его стратегия, направленная на то, чтобы обеспечивать клиентов качественным и быстрым обслуживанием, обеспечивая аккуратность и невысокие цены, продолжает быть примером для всей отрасли быстрого питания.

Сформировавшись однажды, культура затем должна быть передана сотрудникам. Для этого существуют разные каналы, важнейшими из которых являются:

— истории;

— символы;

— слоганы;

— ритуалы и церемонии;

— тексты.

Рассмотрим, каким образом через эти каналы передается и закрепляется организационная культура.

Истории

Корпоративные истории на выдающихся примерах из прошлого показывают, как правильно, рационально, самоотверженно и т.д. вела себя компания в прошлом. И не так важно, насколько точно передаются факты. Например, в хорошо известной модникам со всего света американской компании Nordstrom, занимающейся торговлей одеждой и обувью, новичкам рассказывают историю о том, как в один из магазинов компании пришел клиент с комплектом уже не новых шип и попросил вернуть их стоимость, так как он передумал приобретать их. Это может звучать неправдоподобно, потому что Nordstrom никогда не продавал шины. Однако в 1975 г. он приобрел четыре магазина, которые торговали шинами, и быстро сменил их ассортимент исключительно на одежду и обувь.

Продавец должен был отказать клиенту в возврате — в конце концов, очевидно, что шины уже не новые и были куплены до смены владельца магазина. Однако работник Nordstrom охотно возвратил клиенту деньги, и тот ушел счастливым. Эта история призвана сообщить, что политика компании направлена на удовлетворение желаний клиента даже в ущерб своим непосредственным интересам, на завоевание и поддержание репутации компании, для которой се клиенты есть высшая ценность.

В другой известной компании, Nike, крупнейшем в мире производителе спортивной обуви, новым служащим рассказывают следующие истории, которые передают основные культурные ценности компании, хотя и мало общего имеют с реально происходившими в прошлом событиями:

- основатель компании Фил Найт был выдающимся бегуном на средние дистанции, который начал свой бизнес с того, что торговал обувью из своей машины;

- тренер Найта и соучредитель компании Билл Бауэрман изобрел знаменитую "вафельную" подошву, когда случайно залил резину в домашнюю вафельницу;

— трагически погибший в автокатастрофе Стив Префонтейн, ученик Бауэрмана, боролся за то, чтобы бег признали профессиональным спортом, и считал своей жизненной миссией помощь спортсменам;

— название фирмы Nike придумал менеджер по продажам Джеф Джонсон, которому во сне пригрезилась древнегреческая богиня Ника с большими крыльями.

Эти истории менеджеры компании обязательно рассказывают продавцам магазинов, в которых Nike продает свою продукцию, чтобы внушить, что для Nike главная ценность состоит не в том, чтобы максимизировать прибыль от продажи кроссовок, а продолжить служить делу развития бега и атлетизма во благо здоровья и славы нации.