Лекция 4. Источники экологического права. Система экологического законодательства

Как известно, право выступает регулятором общественных отношений. Не являются в этом смысле исключением и общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Однако право воздействует на участников общественных отношений, определяя порядок их правомерного поведения посредством норм, которые содержатся в его источниках.

Теорией государства и права выработана классификация источников права:

закон, под которым понимаются не только законодательные, но и подзаконные правовые акты. Данная группа источников доминирует в странах с так называемой "континентальной" системой права, к числу которых относится и Российская Федерация;

судебный прецедент, который ложится в основу последующей практики правоприменения в аналогичных рассмотренному случаю вопросах. Такие источники широко распространены, в частности, в Великобритании и США;

правовой обычай, основанный на сложившихся за длительный период у конкретного народа или общности представлениях о добре и зле и поддерживаемый официальной властью соответствующего государства;

договор, т.е. соглашение между двумя и более публичными структурами (государствами, органами государственной власти, муниципальными органами) по поводу сотрудничества в той или иной сфере, разграничения компетенции и передачи полномочий.

К числу источников права, в том числе и экологического следует отнести также решение, принятое на референдуме, который согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является формой прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемых посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдумах.

Конституция Российской Федерации как главный источник экологического права

Конституция, являясь основным законом страны, закрепляет правовые основы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данную формулировку не следует рассматривать как априорное закрепление права собственности соответствующего субъекта РФ на все природные ресурсы, расположенные на его территории. Хотя в 1990-е гг. в период так называемого "парада суверенитетов" отдельные субъекты РФ (республики Карелия, Татарстан, Саха (Якутия) и ряд других) в нарушение федерального законодательства законодательно закрепляли свое исключительное право на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами на своей территории. В своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Алтай, согласно которому земля, недра, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай, как допускающее признание за Республикой Алтай права собственности на все природные ресурсы, находящиеся на ее территории.

В ч. 2 ст. 9 Конституции определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности1.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в том числе по экологическим вопросам, являются составной частью ее правовой системы. Более того, здесь же презюмируется приоритет норм международного договора перед национальным законодательством в случае их конкуренции (расхождения, противоречий) при регулировании схожих вопросов.

Часть 2 ст. 41 Конституции определяет, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В свою очередь в ст. 42 перечислены основные группы экологических прав граждан и иных лиц, в том числе их право на:

благоприятную окружающую среду;

достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Поскольку правовой статус личности помимо прав включает в себя и обязанности, ст. 58 Конституции обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 72 Конституции к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит:

защиту прав и свобод человека и гражданина;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Именно эта статья предопределяет "двухэтажность" системы экологического законодательства, т.е. наличие нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровней.

В то же время к исключительному ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции относятся вопросы:

установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития РФ;

охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

обращения с радиоактивными отходами.

Таким образом, перечисленные статьи Конституции предопределяют уровень, смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных правовых актов, составляющих экологическое законодательство.