Источники экологического права

Под источником экологического права понимают нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования. Можно также сказать, что источник экологического права — это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Однако они имеют и свои особенности. Так, источники экологического права должны:

— иметь объективно выраженную форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

— издаваться уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на их принятие;

— иметь форму, которая определена законом;

— приниматься с соблюдением установленной процессуальной процедуры нормотворчества.

Система источников экологического права включает в себя:

— нормативные правовые акты государственных органов;

— локальные нормативные акты органов местного самоуправления;

— правовые обычаи;

— внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания;

— международные акты.

Классификация источников экологического права возможна по юридической силе нормативных актов; по предмету регулирования; по субъекту нормотворческой деятельности. Так, в зависимости от юридической силы нормативные правовые источники экологического права можно подразделить на законы и подзаконные акты. В зависимости от субъекта нормотворческой деятельности источники экологического права подразделяются на федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

По предмету регулирования все источники экологического права подразделяются на общие и специальные.

Выделяют также материальные и процессуальные источники экологического права, кодифицированные и некодифицированные.

Одним из источников экологического права является Конституция РФ. К числу источников данной отрасли следует отнести также Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в котором указаны, в частности, требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов промышленного назначения. Так, при эксплуатации должны проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Об этом гласит ч. 1 ст. 42 указанного Федерального акта.

Источниками являются различные кодифицированные акты, среди которых ЛК и ЗК.

Одним из кодифицированных законов является ВК, согласно ст. 1 которого охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Среди источников экологического права можно назвать Федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"; "О животном мире"; от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах".

В Федеральном законе РФ от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" определяются правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой России, но и природным объектом всемирного наследия.

Экологические нормы об охране водных объектов содержатся не только в кодексах и федеральных законах. Здесь можно назвать также акты, принимаемые высшим органом исполнительной власти страны, например: постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства"; от 30 июля 2004 г. № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370"; от 29 мая 2008 г. № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"; от 23 июля 2004 г. № 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; от 11 июня 2008 г. № 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству".

Источниками экологического права могут быть и различные подзаконные акты, среди которых выделяют правительственные нормативные правовые акты по вопросам экологопользования, межведомственные акты, ведомственные источники (ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в области регулирования правового режима экологопользования, и ведомственные акты аналогичных органов, не имеющих полномочий в осуществлении таких функций). Так, источником экологического права являются, например, Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые утверждены приказом Минприроды России от 4 июля 2007 г. № 169 и определяют требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы. В документе сказано, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты.

Источниками экологического права являются также акты, принимаемые в субъектах РФ. В качестве примера здесь можно привести Закон Оренбургской области от 29 августа 2005 г. № 2531/452-111-03 "Об охране окружающей среды"[1]. Согласно этому источнику права, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на территории Оренбургской области являются различные природные объекты, в том числе и поверхностные и подземные воды.

Определенные нормы, регулирующие охрану водных объектов, содержатся, например, в Законе Республики Башкортостан от 22 февраля 2007 г. № 412-3 "О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан"[2], ст. 7 которого говорит о резервировании источников питьевого водоснабжения. В данной статье сказано, что в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных вод источников питьевого водоснабжения.

Нормы экологического права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных документах, перечень которых определен в ст. 38 Устава Международного суда ООН и включает международные договоры как общего, так и специального характера; международный обычай как доказательство общей практики, принятой в качестве правовой нормы; общие принципы права, признаваемые цивилизованными государствами.

Источниками экологического права РФ являются такие международные акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972) и др.

Важное значение в качестве источников экологического права РФ имеет и Рамочная конвенция ООН об изменении климата, которая принята 9 мая 1992 г. и в которой участвуют более 140 государств, в том числе с 4 ноября 1994 г. Россия[3]. Этот документ вступил в силу 1 марта 1994 г.

Одним из источников экологического права РФ являются документы универсального характера, к которым можно отнести Всемирную хартию природы, принятую 28 октября 1982 г. [4] резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В этом акте констатировалось, что погоня за редкими ресурсами является причиной конфликтов, а сохранение природы и ее ресурсов способствует установлению справедливости и поддержанию мира.

Источниками экологического права являются соглашения, среди которых следует назвать, например, Соглашение об охране морских котиков (1897) и другие аналогичные акты. Одним из важных источников экологического права является Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.).