Источники древнерусского права

При изучении древнерусского права следует прежде всего понять, в каких формах существовало это право, то есть разобраться в системе источников. Центральное место в этой системе занимают обычное право и княжеское законодательство. Определенное влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих норм оказали и международные договоры.

Правовой обычай был основан на древних народных обычаях догосударственного периода существования восточнославянского общества. Обычаи постепенно признавались (санкционировались) княжеской властью, на них ссылались в договорах с Византией, ими разрешалось пользоваться общинным судам. Народное обычное право первоначально именовалось законом, отсюда – Закон Русский, на который ссылаются в международных договорах русского государства в дохристианский период и до принятия Русской Правды. На тот же Закон Русский ссылаются летописи. Сфера действия обычая в дохристианский период – это в первую очередь брачно-семейные отношения и отчасти порядок наследования. Обычай регулировал возмещение обид, способы обеспечения обязательств, межобщинные и внутриобщинные отношения по поводу нарушенных прав частных лиц и пр. Многие обычаи стали источником княжеского законодательства. При этом обычаи унифицировались, поскольку нравы и привычки отдельных племен, а позднее трех еще не объединенных земель, неизбежно различались. Ряд обычаев (например, кровная месть) оказывался категорически неприемлемым для формирующегося государственного быта и постепенно запрещался законодательством.

Народному обычному праву постепенно все более активно противостоит уставное творчество князей. Различались уставы и уставные грамоты. Как правило, устав определял взаимоотношения государства и церковных властей, тогда как уставные грамоты определяли обязанности тех или иных групп населения, доверенных княжеских тиунов.

Русская Правда

Одним из дошедших до нас памятников уставного творчества князей, носящих светский характер, стала Русская Правда. Она вбирает в себя как нормы обычного права, так и некоторые новые узаконения князей. Русская Правда представляет собой разновидность "варварской" (к этой группе его позволяет отнести способ изложения материала и его структурирование посредством ритмического рисунка, казуистичность, символизм, широкое применение ордалий и т.д.).

Заметим, что до сих пор отсутствуют точные доказательства того, что этот сборник действительно был составлен от имени Ярослава и последующих князей. В том виде, в каком дошли до нас списки Русской Правды, она выглядит частным сборником древних народных обычаев с примесью великокняжеских постановлений. Однако по содержанию она имела вполне официальное значение и в течение нескольких веков служила руководством в судебных делах. Частично она использовалась даже на заре Московского государства. Изучение этого памятника осложняется тем, что он возник в эпоху, когда юридическая письменность еще отсутствовала. Поэтому выводы о характере права XI– XII вв. приходится делать но позднейшим спискам Русской Правды.

В настоящее время уже точно установлено[1], что древнейшее ОГЛАВЛЕНИЕ этого памятника представляет Краткая редакция Русской Правды. Именно ее первые фрагменты приписываются авторству Ярослава Мудрого. Существует несколько списков Краткой редакции, древнейшим из которых следует считать первые 17 статей Академического списка. В них входят статьи о кровной мести и штрафах за убийство, о материальном возмещении за побои, увечья и бесчестие. Особый фрагмент Правды Ярослава посвящен вопросам нарушения права собственности, способам возвращения вещи из чужого незаконного владения и вознаграждению за порчу чужой вещи. Следующие 26 статей принято считать Правдой Ярославичей.

Более поздняя версия памятника по традиции именуется Пространной Правдой и включает в себя свод из обеих половин Краткой, а также Правду Владимира Мономаха. Не исключено, что над документом трудились и другие князья, а упоминание в заголовках некоторых статей имен конкретных князей имеет отношение именно к этим отдельным статьям.

Наконец, так называемая Сокращенная из Пространной редакция использовалась уже в Московском государстве на заре его истории.

Невозможно ограничиться знакомством лишь с одной из известных редакций Русской Правды, поскольку эволюция текста этого памятника отражает становление представлений о праве в древнерусском обществе, а также рост вмешательства государства в дела общества. Показателен в этом отношении институт кровной мести и его регулирование в Краткой (ст. 1, 2 Академического списка) и Пространной (ст. 1, 2 Троицкого списка) Правде. Если первоначально речь идет об известных ограничениях применения кровной мести, то позднейший текст толкует уже о ее запрете.

Важным источником права были договоры Руси с иными государствами, прежде всего с Византией. Наиболее известны договоры письменные, текст которых дошел до нас. Однако определенную роль сыграл и договор 907 г., несмотря на его устный характер. В любом случае договоры фиксировали некоторые общепринятые нормы русского обычного права и проводили в древнерусское представление о праве идеи византийского, более развитого права. Договоры регулировали торговые отношения между русскими купцами и византийской стороной, и наоборот; статус купцов на территории договаривающихся государств, порядок разрешения гражданско-правовых споров, порядок ответственности за различные правонарушения, в том числе за убийство.

После принятия христианства значительное влияние на формирование правосознания Руси имело церковное (каноническое) право. Отчасти этот пласт норм возникает в результате деятельности князей, которые, в частности, определяют круг подсудных церковным судам лиц. Согласно княжеским церковным уставам суду церкви подлежали митрополичьи люди: игумены, игуменьи, черноризцы, священники, диаконы, их жены, пономари, проскурницы, калики, вдовы, задушные, дьяки и весь церковный причт. Позднее его основа была заложена Уставом Владимира Святого и последующим нормативным творчеством князей. Важный пласт церковного права представляют компиляции, называемые после XIII в. Кормчими книгами, которые представляли собой сборники византийского церковного законодательства, прежде всего, переработанный в XI в. Номоканон. Соответственно нормы Кормчих использовались не светскими, а церковными судами и решались на их основании дела о преступлениях против семьи, веры и такие споры, в которых речь шла о восстановлении справедливости, Божьей правды.

Византийское право

Византийские правовые идеи проникали на Русь, прежде всего, через церковное право. Номоканоны легли в основу Закона судного людем, который представлял собой попытку приноровить греко-римское законодательство к состоянию славянских народов. "Мерило праведное" рассматривалось и на Руси как книга, "заповеданная от святых... апостол и всея вселенныя шести сбор". В других, значительно более поздних источниках также встречается упоминание о византийском царстве как "училище законодательства". Не только церковное, но и светское законодательство Византии имело хождение на Руси. Речь идет о Земледельческом законе и Градском законе, которые считались на Руси столь же боговдохновенными, как канонические постановления вселенской церкви.

Древнерусские юридические сборники

По мнению С. В. Юшкова, юридические сборники в Древней Руси существовали в большом количестве, хотя и не сохранились в оригинальном виде. Их использовали в судебной практике не только князья, судьи, духовенство, но и отдельные вотчинники и, видимо, общинные суды. В качестве доказательства существования таких сборников приводится тот факт, что в позднейших компиляциях – Кормчих, Мерилах Праведных – древнерусские статьи "сохранили литературное единство и закономерную последовательность по крайней мере в течение четырех столетий своего существования"[2]. К наиболее интересным относились сборники, состоящие из княжеских церковных уставов, и сборники из княжеских уставов, Русской Правды и других статей русского происхождения.