Лекция 3. ИСТОЧНИКИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

В результате изучения гл. 3 студент должен:

знать

понятие источников арбитражного процессуального права;

• понятие подзаконных нормативных правовых актов;

уметь

применять опыт международной и российской судебной практики в арбитражном судопроизводстве;

владеть

• навыками применения источников арбитражного процессуального права для решения практических задач.

Понятие "источники арбитражного процессуального права"

Источниками арбитражного процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся арбитражные процессуальные нормы, регулирующие арбитражное судопроизводство.

Арбитражное процессуальное право является правом кодифицированным. Источники арбитражного процессуального права, как внешняя форма выражения права, – это нормативные акты различного уровня, которыми должен руководствоваться арбитражный суд при принятии решения.

Для источников арбитражного процессуального права характерно:

1) преобладание арбитражного процессуального права законов над подзаконными актами;

2) расширение сферы законодательных актов, содержащих нормы арбитражного процессуального права.

Источниками арбитражного процессуального права являются: Конституция, АПК, ПК, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и др., подзаконные акты, постановления Пленума и информационные письма Президиума ВАС РФ[1].

В Конституции в основном содержатся нормы общего характера, закрепляющие организацию судебной системы, организационные и некоторые функциональные принципы правосудия (гл. 7 "Судебная власть"), а также право на судебную защиту (ст. 46), нормы, в силу которых судоустройство, разработка и принятие арбитражного процессуального законодательства отнесены исключительно к ведению Российской Федерации, но не ее субъектов (ст. 71). В гл. 7 Конституции закреплены следующие конституционноправовые основы судебной власти РФ:

• правосудие в России осуществляется только государственными судами; создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118);

• судьями могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет (в арбитражных судах – 30 лет), имеющие высшее юридическое образование и стаж работы но юридической профессии не менее пяти лет; федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ (ст. 119);

• судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 120);

• судьи несменяемы; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121);

• судьи неприкосновенны; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122);

• разбирательство дел во всех судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом;

• судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; в случаях, предусмотренных федеральными законами, судопроизводство осуществляется с участием заседателей (ст. 123);

• суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120);

• финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их процессуальной деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ; судьи других федеральных арбитражных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128). Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 128).

После Конституции важным по юридической значимости является Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", в котором закреплены нормы, детализирующие конституционные положения, касающиеся организационных устройств судов, в том числе специализированного суда по интеллектуальным правам, их системы, статуса судей, порядка их назначения и основных принципов процесса.

Бо́льшую часть норм содержит АПК, состоящий из 332 статей, 37 глав и семи разделов, которые посвящены, в частности, судебному производству в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях и др. Самостоятельные разделы закрепляют общие положения судопроизводства и включают также вопросы российского арбитражного процесса с участием иностранных лиц.

Федеральными законами "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" в АПК введено производство, связанное с исполнением судебных актов (разд. VII).

АПК содержит нормы, имеющие основополагающее для правосудия значение при разбирательстве гражданских дел, такие как нормы, регламентирующие полномочия и деятельность суда, права и обязанности всех участников процесса, реквизиты процессуальных документов, а также нормы, определяющие основания и меры процессуальной ответственности.

Кроме того, АПК предусматривает общие правила рассмотрения и разрешения исковых дел, а также особенности судебного разбирательства различных категорий неисковых дел.

АПК – главный арбитражный процессуальный закон, детально регламентирующий принципы арбитражного процесса, определяющий правила подведомственности и подсудности, состав участников по гражданским делам, доказательства, порядок судебного разбирательства, принятие решения и механизм обжалования судебных актов.

Правило действия арбитражных процессуальных норм в пространстве распространяется на всю территорию РФ, поэтому все без исключения арбитражные суды обязаны применять их при рассмотрении и разрешении гражданских дел, пересмотре судебных актов.

Правило действия арбитражных процессуальных норм во времени свидетельствует о том, что указанные нормы обязательны с момента введения в действие содержащего их закона. Как правило, это время четко определено в нормативном порядке. Данные нормы действуют до тех пор, пока в установленном порядке нс отменен содержащий их закон, т.е. дата отмены или утраты силы закона является датой прекращения их действия.

Действие арбитражного процессуального права по кругу лиц означает, что данная отрасль права распространяется:

1) в силу принципа равенства субъектов арбитражных правоотношений перед законом и судом независимо от их возникновения, социального и имущественного положения, места нахождения и других обстоятельств;

2) на государственные, кооперативные, общественные организации;

3) на иностранных лиц, обладающих правом обращения в суд за защитой с теми же процессуальными правами, что и субъекты арбитражных правоотношений Российской Федерации.

Однако при этом необходимо учитывать, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК, если международным договором не предусмотрено иное. Согласно ч. 3 ст. 3 АПК когда международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то должны применяться правила международного договора[2].

Подзаконные нормативные правовые акты

В российской системе нормативных правовых актов помимо законов существует множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Такое разделение нормативных актов свидетельствует о том, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных правовых актов ввиду высокой сложности и динамичности регулируемых данных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В них нередко содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование в России этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на этих самых законах.

Подзаконные акты также могут являться источниками арбитражного процессуального права.

К подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся:

• постановления палат Федерального Собрания РФ;

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, различных ведомств РФ;

• постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика и разъяснения, содержащиеся в постановлениях пленумов ВАС РФ и Верховного Суда РФ по вопросам правоприменения;

• международные соглашения и договоры по вопросам арбитражного процесса;

• действующие правовые акты СССР и Верховного Совета РСФСР, которые применяются в части, не противоречащей Конституции, и утрачивают свое регулирующее значение по мере принятия по данным вопросам федеральных законов.

Необходимо признать, что ни в Конституции, ни в действующих федеральных законах не закреплено само понятие "подзаконный нормативный правовой акт", который является всего лишь разновидностью нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в целях его дальнейшей конкретизации и развития, что еще раз свидетельствует о том, что сам закон должен быть в полной мере ясен и всесторонен.

Однако подзаконность нормативных правовых актов не означает их юридическую "необязательность". Они также обладают необходимой юридической силой. Разница лишь в том, что их юридическая сила не имеет верховенства, присущего федеральным законам.