Исследования в практике управления

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе, который способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение пяти лет в среднем 10–12% решений, связанных с инновациями, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии – более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Над этими вопросами полезно задуматься.

Известно, что ОГЛАВЛЕНИЕ управления раскрывают основные функции управления – предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования, что является следствием возрастающей сложности, динамичности и диверсификации процесса управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма и творчества в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности в процессах менеджмента будет возрастать. Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, социально-психологические характеристики человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая организация (фирма, компания и пр.) находится в постоянном развитии. Ее развитие – это множество проблем, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще нерешение грозит кризисом и даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как одной из основных функций управления для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, оценки шансов на успех, которые надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на хорошее видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачное и надежное прогнозирование, а вслед за ним и планирование, не могут осуществляться без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы и пр.).

А в деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода во всех процессах рационализации, модернизации и совершенствования. Иными словами, надо исследовать процессы не только объекта управления, но и функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в характере исследуемых проблем, так и в методах их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, методы неформального управления, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.д. (рис. 1.6). Могут возникать комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Рис. 1.6. Концептуальная проблематика исследования управления

Предметом исследования могут быть различные проблемы. Важно выделить среди них ключевые проблемы развития менеджмента, отражающие особенности современного этапа его развития (рис. 1.7). В выборе и оценке проблем необходимо видеть их связи и зависимости. Это особый фактор успеха исследования.

Современный менеджер не должен быть научным работником в полном смысле этого слова, но он обязан владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления – управлять, совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.

Рис. 1.7. Ключевые проблемы исследования в сфере развития современного менеджмента