Исследование самооценки

Самооценка является одной из важных составляющих самосознания. Развитие самооценки и признание своей самоценности — движущая сила самовоспитания. "Новый человек может явиться лишь в том случае, если человека считают высшей ценностью. Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить нс столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т.е. об углублении процесса дегуманизации. Человек оказывается лишенным измерения глубины, он превращается в двухмерное, плоскостное существо. Новый человек будет лишь в том случае, если человек имеет измерение глубины, если он есть духовное существо, иначе вообще человека пет, а есть лишь общественная функция".

Экспериментальные приемы изучения самопознания и отношения человека к себе многообразны. Это обусловлено прежде всего многоплановостью представлений человека о себе.

Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей отчего нередко уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка собственной полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

При завышенной самооценке человек самонадеянно берется за что-либо, не проанализировав реальность условий, при наличии которых мог бы добиться успеха. Первые неудачи приводят к переживаниям, разочарованию и желанию считать ответственными за произошедшие события других людей, но только не себя. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Все это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности в так называемом аффективном поведении. Такое поведение создает большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.

Чтобы иметь возможность получить не только данные для качественного анализа особенностей самооценки, но и количественные показатели, можно использовать вариант, описанный основоположником отечественной психологии спорта А. Ц. Пуни (1898-1985).

Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Таких качеств 51. Предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по мнению испытуемого, он наиболее часто встречает в жизни и общении. Можно назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в бланк (табл. 7).

Таблица 7. Вариант списка выбранных качеств

Испытуемому предлагаются две инструкции.

1. "Прочтите внимательно еще раз вес слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете проставлять в левой колонке (#,). Балл "1" поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл "20". Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться". Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны".

2. "Справа от столбца качества в графе Ы2 отметьте оценкой "20" качество, которое присуще вам в наибольшей степени; оценкой "19" — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой "1" — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться".

Обработка результатов.

1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом "Я". Степень согласованности обоих рядов устанавливается с помощью формулы Спирмена:

где г — коэффициент ранговой корреляции; N — количество качества; й — разность между рангами.

2. Простота метода позволяет подсчитать корреляционную связь "вручную". Для подсчета можно применить следующий алгоритм:

— определить разность (с1) между рангами и записать в графе й

- возвести значение й в квадрат и записать в графе сР

- сложить все значения с12 и записать полученную сумму внизу;

— умножить полученную сумму на 0,00075 (0,00075 — результат, получаемый при делении 6 на (202 —1) х х 20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена);

— из единицы вычесть полученное произведение.

Полученное число является коэффициентом ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до -1.

3. Вычисленное значение коэффициента корреляции необходимо проверить на статистическую значимость. Уровень значимости определяется по таблицам распределения критических значений. Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для 5%-го уровня (р = 0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р = 0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).

Одним из первых отечественных приемов исследования самооценки была методика С. Я. Рубинштейн, которая явилась определенной доработкой идеи американского психолога Т. В. Дембо(1962).

Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (в данном случае как метод исследования самооценки инвалидов) основана на прямом оценивании (шкалировании) больными ряда личных качеств. Проводится в виде свободной беседы и позволяет получить данные для качественного анализа индивидуальных особенностей самосознания. На эффективность общения, поведения, деятельности особенно деструктивно влияет неадекватная самооценка, которая может быть либо пониженной, либо повышенной.

Материал: карточка с семью начерченными вертикальными шкалами (длина 10 см), с указанием верхней и нижней точек и середины шкалы (при этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой), авторучка.

Инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее.

На карточке нарисованы семь таких линий. Они обозначают: 1 — здоровье, 2 — ум, способности, 3 — характер, 4 — отношение с окружающими, 5 — общение, 6 — семейные отношения, 7 — уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов.

1. По каждой из семи шкал определяется:

- уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "+";

- высота самооценки от "О" до знака "-"; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "+" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем семи шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров. В табл. 8 приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

Таблица 8. Уровень притязаний и уровень самооценки

Параметр

Количественная характеристика, балл

очень низкий

средний

высокий

высокий

норма

Уровень притязании

менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

менее 45

45-59

60-74

75-100

Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении школьников к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагополучного развития личности.

Уровень самооценки: количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) свидетельствует о реалистической (адекватной) самооценке. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытость для опыта", нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самого себя) собственного неумения, отсутствия способностей и тому подобное позволяет не прилагать никаких усилий.