Исследование русского искусства XVIII века на современном этапе и центры его изучения

Последний этап в историографии русского искусства XVIII в. приходится на вторую половину 1990-х – начало 2010-х гг. За два десятилетия отечественная наука пополнилась множеством публикаций самого разного жанра. Здесь прежде всего следует упомянуть переиздания как отдельных статей, так и фундаментальных работ XIX – начала XX в.: от эссе вроде "Непостижимого города" Н. Анциферова (1991) до "Описания российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и его достопамятностей..." И. Г. Георги (1996), словарей граверов (2004) и гравированных портретов (2006) Д. А. Ровинского, "Истории русского искусства" В. Никольского (2001) и пр., статей Н. Н. Врангеля, собранных под заголовком "Свойства века" (2000), работы М. Фридлендера "Об искусстве и знаточестве" (2001) и даже (в третьем издании!) "Родовых прозваний и титулов в России и слиянии иноземцев с русскими" (2007). Этот перечень можно продолжать. Скажем, множество репринтных изданий, так или иначе затрагивающих XVIII в., выпало на долю А. Н. Бенуа. Среди переизданий этого замечательного историка искусства следует отметить его избранные произведения начала прошлого столетия, вошедшие в один общий том под названием "Русское искусство XVIII–XX веков" (2004).

Помимо переизданий начало третьего тысячелетия богато современными исследованиями, в том числе дидактического характера. Из учебной литературы назовем "Русское искусство XVIII века" Л. А. Рапацкой (1995) и М. М. Алленова (2000), "Русский XVIII век. Изобразительное искусство. Музыка" (2004) Т. В. Ильиной и М. Н. Щербаковой, а также работы, посвященные значению избранной техники для создания задуманного творцом образа (см., например: Ильина Т. В. Изобразительное искусство. От техники к образу. СПб., 2004).

Знаменательные юбилейные даты Санкт-Петербурга и Царского Села инициировали ряд интереснейших современных публикаций и не менее интересных репринтных воспроизведений, касающихся жизни двора и соответственно затрагивающих жизнь искусства XVIII в. Назовем некоторые из них: "Русские балы и конные карусели" (М., 2000) и "Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в." (М., 2003) О. Ю. Захаровой; "Праздничная культура Петербурга. Очерки истории (СПб., 2001) и "Парадный Петербург" (СПб., 2004) Е. Э. Келлера; "Царские застолья в XVIII веке" (СПб., 2003) Н. Казакевича. Сюда же, наверное, можно причислить и написанную в честь 300-летия со дня рождения Елизаветы Петровны книгу Т. В. Ильиной "На переломе", посвященную русскому искусству середины XVIII в. (СПб., 2010). Не забудем два тома иод названием "Осьмнадцатое столетие" из юбилейного издания энциклопедии "Три века Санкт-Петербурга" (СПб., 2003). Празднование 250-летия основания Императорской Академии художеств увенчалось выпуском нескольких книг (в том числе сборников "Русское искусство Нового времени" под ред. И. В. Рязанцева. Вып. 9. М., 2005; Вып. 10. Императорская академия художеств. Дела и люди. М., 2006), посвященных становлению академической системы в России и деятельности И. И. Шувалова.

На первое десятилетие нашего века выпал целый ряд монументальных и, мы бы сказали, исчерпывающих исследований разного характера – как в области живописи, так и скульптуры и графики. Например, работы о классицизме в русской живописи (2003) и о модификации портретного образа в русской художественной культуре XVIII в. (2006) А. А. Карева или интерпретированные в более теоретическом плане проблемы самосознания в искусстве русского портрета XVIII в., которым посвящен ряд интересных работ Г. В. Вдовина. Книгу Андрея Александровича Карева "Классицизм в русской живописи" (М., 2003) нужно отметить особо. Русскому классицизму было посвящено исследование Н. Н. Коваленской, которое вышло в свет более 70 лет назад. Однако дело не в его давности: то был фундаментальный труд о классицизме вообще и архитектуре как композиционной и стилистической основе ансамбля всех искусств во время господства классицистического стиля. Работа Карева посвящена лишь живописи второй половины XVIII – самого начала XIX в. Это скрупулезнейшее исследование всех "родов живописи" с аргументированным указанием особенностей жанров ("родов" – по академической терминологии того времени), с прекрасными параллелями в литературу рассматриваемой эпохи и анализом самих избранных автором изобразительных "образцов".

Следует назвать и ряд других ценнейших монографий: М. А. Алексеевой о Михаиле Махаеве, Е. А. Мишиной о Гаврииле Скородумове, Е. А. Тюхменевой о триумфальных воротах первой половины XVIII в. как синтезе всех искусств. Или увлекательно написанное исследование С. О. Кузнецова о роли рода Строгановых в искусстве – "Пусть Франция поучит нас “танцовать”" (СПб., 2003). Наконец повезло и русской скульптуре XVIII в., которой ранее посвящались в основном лишь небольшие монографические очерки. Игорь Васильевич Рязанцев выпустил обобщающий монументальный труд, скромно названный автором очерками, – "Русская скульптура в России. XVIII – начало XIX века" (М., 2003) с глубоким анализом ее содержания и законов ее жизни в пространстве города, садов, храма и т.д. Новые материалы, находки, атрибуции опубликовала Е. В. Карпова в собрании своих статей "Русская и западноевропейская скульптура XVIII – начала XX века" (СПб., 2009).

Центры изучения искусства XVIII в. традиционно формировались вокруг крупнейших музейных собраний, в первую очередь в Москве (ГТГ, ГИМ), Петербурге (ГРМ, ГЭ (Меншиковский дворец)) и некогда загородных дворцах-музеях ("Петергоф", "Царское Село", "Павловск", "Кусково", "Останкино"), В последние годы ими были выпущены обновленные иллюстрированные каталоги своих собраний, являющиеся главной базой сведений для изучения произведений искусства. Проводимые музеями выставки и регулярные научные конференции, результаты которых отражаются в издаваемых каталогах и сборниках статей, значительно расширяют круг исследований локальных тем и отдельных произведений искусства. Тематика докладов на конференциях, как правило, построена вокруг сюжетов, близких по времени к коллекциям этих музеев. Так, проблемы искусства конца XVII – начала XVIII в. регулярно освещаются сессиями Филёвских чтений (Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), вопросы искусства первой трети столетия стоят в центре внимания специализированной конференции "Петровское время в лицах" (ГЭ). Сообщения по искусству XVIII в., проблемам атрибуции и бытования отдельных памятников неизменно присутствуют на крупных музейных форумах: Забелинских научных чтениях (ГИМ), научно-практической конференции "Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век" ("Петергоф"), Царскосельской научной конференции ("Царское Село"), а также в ежегодных сборниках ГРМ "Страницы истории отечественного искусства".

Основные школы изучения изобразительного искусства XVIII в. сложились на базе старейших профильных учебных заведений: кафедры отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (проф. О. С. Евангулова, А. А. Карев), истории русского искусства исторического факультета СПбГУ (проф. Т. В. Ильина), а также РГГУ (проф. А. А. Аронова, Б. М. Соколов) и ГАИЖСА им. И. Е. Репина. Научные работы аспирантов по искусствоведению представляются в печатных изданиях этих вузов. Новейшие архитектурные открытия публикуются на страницах журнала "Архитектурное наследство" (ПИИТАГ) и изданий МАРХИ. В последнее десятилетие на кафедре истории русского искусства СПбГУ прошли две конференции, посвященные искусству XVIII в., – "Золотой осьмнадцатый..." (2006) и "Ломоносов и елизаветинское время" (2011).

С 2010 г. ежегодно проходит Международная конференция молодых специалистов "Актуальные проблемы теории и истории искусства", ставшая самым большим молодежным форумом по искусствознанию в России, с обязательной секцией по русскому искусству XVIII в. Организованная на базе СПбГУ и МГУ им. М. В. Ломоносова совместная конференция стала важнейшей вехой на пути взаимного сотрудничества двух ведущих школ. Для вчерашних студентов – аспирантов и дипломированных специалистов – конференция служит продолжением поприща научных дерзаний и выполняет роль адаптирующего звена для внедрения в сообщество профессионалов. Для студентов нынешних она является стимулом к серьезной научной работе и развитию профессиональных навыков. Лучшие доклады ежегодно публикуются в иллюстрированных сборниках "Актуальные проблемы теории и истории искусства".

Участие в конференции иностранных докладчиков и маститых профессоров неизбежно ставит перед молодыми специалистами вопрос о самоидентификации внутри той научной школы, которую они представляют, с одной стороны, и о том месте, которое школа отечественного искусствознания занимает в масштабах мирового уровня, – с другой. Знакомство с представителями зарубежных научных школ позволяет нашим молодым специалистам адекватно оценивать современный уровень знаний в той или иной области, учитывать последние достижения, уметь использовать новые методы. Тесное сотрудничество и взаимодействие разных направлений и научных школ является непременным условием дальнейшего плодотворного развития российского искусствознания.