Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса

Своеобразное осмысление выдающимся ученым-экономистом XX в. Дж. М. Кейнсом (1883–1946) последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929–1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в неординарных положениях его книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). Это произведение принесло ему известность и мировое признание, поскольку послужило теоретико-методологической базой разработки правительственных программ стабилизации экономики в ряде государств Европы и США.

Теоретические взгляды Кейнса складывались в переломный для Англии период. На протяжении первой трети XX в. становилось все более очевидным, что классический капитализм XIX в., основанный на индивидуальной частной собственности и стихийном рыночном репетировании, ушел в прошлое. Концентрация и централизация капитала породили крупные корпорации, гигантские тресты и картели, способные монополизировать производство и отраслевые рынки.

Основой своей макроэкономической теории Кейнс сделал формирование эффективного спроса в масштабе всей страны, состоящего из спроса на предметы потребления (потребительского спроса) и спроса на товары производственного назначения (инвестиционного спроса). Ранее предполагалось, что наличие экономических ресурсов и эффективность их использования определяют величину реального производства и предложения товаров, а следовательно, и общего уровня национального дохода.

Кейнс сформулировал проблему иначе: спрос определяет то, сколько будет инвестировано и произведено. От уровня и колебаний спроса зависят динамика национального дохода и прямо связанные с ней уровень и колебания занятости. Следовательно, нужен соответствующий спрос на сбережения, т.е. инвестиционный спрос, который определяется двумя моментами: ожидаемой выгодой от инвестиций и процентной ставкой по банковским кредитам, которая образует нижний предел выгодности инвестиций. Чем ниже процентная ставка, тем больше может быть ожидаемая прибыль, тем выше склонность к инвестированию. И наоборот, неспособность процента к снижению – важнейшее ограничение инвестиционного процесса.

Что же определяет разумный уровень процентной ставки? В кейнсианской теории процентная ставка тесно связана с величиной денежного спроса, который, в свою очередь, складывается из двух компонентов: трансакционного спроса, т.е. спроса на деньги (если растут доходы, то увеличивается и число сделок), и спекулятивного спроса, рождаемого состоянием риска и неопределенности на финансовых рынках. "Последний вид спроса крайне неустойчив, но с ним связано стремление сохранять наличные деньги, т.е. склонность к ликвидности"[1].

Ликвидность воздействует на уровень процентной ставки, определяя ее колебания: чем больше стремление хранить денежную наличность, тем выше процентная ставка. И наоборот, чем слабее склонность к ликвидности, тем ниже процентная ставка и сильнее стимулы для инвестирования.

На потребление и инвестиции влияют многие переменные, а наличие негибких (или слабо реагирующих) цен, как утверждает кейнсианская теория, может привести к такому уровню спроса, который не обеспечит полного использования производственных и человеческих ресурсов.

Возникает состояние, именуемое "равновесием с неполной занятостью", – именно эти переменные продиктовали выбор двух главных инструментов регулирования эффективного спроса: государственные расходы, или (шире) государственный бюджет в целом (в том числе и налоги), и денежно-кредитная политика.

Государственные расходы (включая те, что восполняются с помощью бюджетного дефицита) Кейнс считал наиболее эффективным спросом в период экономического кризиса или депрессии. В этом случае увеличение денежных доходов населения способно, но его мнению, вовлечь в активное функционирование неиспользуемые производственные возможности, решить проблему занятости, способствовать общему оживлению экономической конъюнктуры. Хотя Дж. Кейнс не был сторонником прямых форм государственного вмешательства (национализация, государственная собственность или государственное предпринимательство), тем не менее, в соответствии с кейнсианской экономической политикой вплоть до середины 1970-х гг. масштабы государственного вмешательства в развитие экономики неуклонно росли. Произошел многосторонний процесс "огосударствления экономической науки": массовое привлечение экономистов на службу в государственные и полугосударственные учреждения, возникновение различных "мозговых центров", трансформирующих теоретические идеи в практические рекомендации правительству, стремительный рост государственных расходов.

Темпы роста социальных расходов в те годы почти в полтора раза превышали темпы роста валового национального продукта (ВНП), что и дало резкое увеличение доли социальных расходов в общих расходах этих стран. Подобное развитие событий полностью отвечало кейнсианским представлениям о целях экономической политики правительства. Приоритетные роли в этих целях отводились достижению полной занятости, стабилизации или хотя бы выравниванию циклических колебаний экономики, повышению темпов экономического роста, в связи с чем эта политика стала популярной среди населения. К тому же на первых порах, когда инфляционные процессы еще не дали о себе знать, рост цен был почти незаметен (такую инфляцию (2–5% в год) называли "ползучей"). Казалось бы, кейнсианство доказало, что экономика на изменение денежного спроса скорее реагирует изменением реального уровня производства, чем повышением цен.

К началу 1970-х гг. завершился период высоких темпов экономического роста. Во второй половине 1970-х гг. два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран в длительный период стагфляции, когда необычайно быстро стали расти цены и одновременно шел спад производства. Инфляция превратилась в главную проблему, на которую кейнсианская концепция не рассчитывала. Если в 1960-е гг. бюджетный дефицит был редкостью, то после 1970-х гг. он принял устойчивый характер. Стали проявляться социально- экономические негативные последствия кейнсианства.

Все это вызвало острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, особенно обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала нс только кейнсианская теория, но и вся концепция "государства благосостояния", иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики, подразумевающая социальные приоритеты, значительный сектор государственного предпринимательства, перераспределение национального дохода в пользу увеличения государственных расходов и, наконец, прямое регламентирование многих сфер деятельности частного предпринимательства.

В итоге победное шествие кейнсианства как теории и экономической политики в 1970–1980-е гг. приостановилось. Центральное место в экономической теории Запада вновь заняла старая неоклассическая школа, в рамках которой возникли новые направления экономического анализа: монетаризм, теория рациональных ожиданий и др. Их сторонники, в противоположность представителям кейнсианства, обосновывают необходимость максимально ограничить государственное вмешательство в экономику и социальную сферу, сократить государственные налоги и расходы. Государственное регулирование спроса, по их мнению, нарушает действие рыночных сил, а в долговременном плане – ведет к усилению инфляционных тенденций. Тем не менее экономическая теория Кейнса – достаточно мощное явление в экономике – бесследно исчезнуть не могла. Оттесненное неоклассической школой кейнсианство развивается сегодня под названием "посткейнсианство".