Исследование (проверка) доказательств

Второй элемент работы с доказательствами в законе называется проверкой (исследованием), при этом термина "проверка" придерживаются в основном процессуалисты, распространяя термин "исследование" на весь процесс доказывания.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве указано, что проверка доказательств производится путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство (ст. 87 УПК РФ).

Таким образом, в ОГЛАВЛЕНИЕ исследования доказательств законодатель включил:

• познание содержания доказательства;

• проверку источников их получения;

• собирание новых доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

В процессе расследования уголовных дел перед следователем при познании содержания доказательств зачастую встают вопросы, решение которых требует использования специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

На сегодняшний момент существует несколько процессуальных и непроцессуальных форм применения специальных знаний.

К процессуальным формам применения специальных знаний относятся:

1) непосредственное применение знаний из различных областей науки, техники, искусства или ремесла самим следователем при производстве следственных действий;

2) привлечение специалиста для участия в проведении следственных действий;

3) заключение и показания эксперта;

4) заключение и показания специалиста.

Применение специальных знаний лицом, осуществляющим предварительное расследование, является наиболее поощряемой формой использования специальных знаний. По общему правилу, следователь (дознаватель) имеет право в полном объеме использовать специальные знания, за исключением того, что ему запрещено законом. А законом лицу, осуществляющему предварительное расследование, запрещено совмещать функции следователя, специалиста и эксперта по уголовному делу (п. 2 ч. 1 ст. 61 УПК РФ), а также применять методы исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, что позволено только эксперту с разрешения дознавателя, следователя и суда (п. 3 ч. 4 ст. 57 УПК РФ).

Закон позволяет выделить три варианта привлечения специалиста для участия в следственных действиях:

а) специалист является обязательным участником следственного действия;

б) участие специалиста рекомендуется законом;

в) привлечение специалиста законом не регламентировано и относится к компетенции следователя.

Законом предусмотрены следующие случаи обязательного участия специалиста при производстве следственных действий:

— участие судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача, при наружном осмотре трупа, эксгумации и осмотре трупа (ч. 1, 4 ст. 178 УПК РФ);

— участие врача при освидетельствовании лица другого по отношению к следователю пола, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица (ч. 4 ст. 179 УПК РФ);

— участие педагога при допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

— участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 3 ст. 425 УПК РФ);

— участие переводчика, если участники уголовного судопроизводства не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу (ч. 2 ст. 18 УПК РФ);

— участие специалиста при обыске и выемке в случае изъятия и копирования электронных носителей информации (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ).

Законом рекомендовано участие педагога, по усмотрению следователя, при допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

В остальных случаях следователь привлекает специалиста для участия в следственных действиях по своему усмотрению.

Заключение эксперта является основной формой использования специальных знаний на стадии предварительного расследования. Более того, на этой стадии существует конкуренция между заключением эксперта и заключением специалиста. Эта конкуренция разрешается в пользу заключения эксперта по следующим основаниям.

Во-первых, законом предусмотрены случаи обязательного назначения экспертизы (ст. 196 УПК РФ). В некоторых случаях это является необходимым исходя из руководящих указаний различных судебных инстанций, или когда без нее просто не обойтись в доказывании по уголовному делу. Случаев же обязательного применения заключения специалиста законом не установлено.

Во-вторых, за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 307 УК РФ (ч. 5 ст. 57 УПК РФ). Такой же ответственности для специалиста законом не установлено.

В-третьих, специалист не проводит исследования вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследований должна быть назначена и произведена судебная экспертиза.

В-четвертых, законом предусмотрена форма заключения эксперта (ст. 204 УПК РФ). Форма же для заключения специалиста законом не установлена.

Исходя из вышеизложенного, заключение специалиста, как правило, на стадии предварительного расследования не применяется. При судебном разбирательстве уголовного дела, для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству сторон или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.

К непроцессуальным формам можно отнести: а) назначение и производство ревизий и аудиторских проверок; б) предварительные исследования; в) справочно-консультационную деятельность специалиста; г) проведение ведомственных проверок и обследований и др.

В особом познании нуждаются результаты оперативно-разыскной деятельности, поскольку в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам действующим УПК РФ (ст. 89). А между тем оперативно-разыскная деятельность играет весьма заметную роль в выявлении, раскрытии и расследовании наиболее опасных преступлений. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством. Прежде всего речь идет о латентных преступлениях и преступлениях, совершенных организованными преступными группами.

Для того чтобы результаты оперативно-разыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, позволяли формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно-процессуального законодательства, они должны:

• содержать указания на оперативно-разыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;

• содержать сведения, позволяющие в условиях уголовного судопроизводства, проверить доказательства, сформированные на их основе;

• содержать иную информацию, имеющую значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

И хотя в соответствии с межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд[1] (п. 6) результаты оперативно-разыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-разыскной деятельности, все-таки рекомендуется запрашивать у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, подлинники документов, которыми оформлялось осуществление оперативно-разыскного мероприятия. В представляемых материалах должна содержаться информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов и документов, получения сообщений, видео- и аудиозаписей, фотоматериалов, копий и слепков, а также должно иметься описание индивидуальных признаков указанных предметов и материалов. Это позволит в дальнейшем использовать их в доказывании в соответствии со ст. 84 УПК РФ.

Оперативно-разыскное мероприятие должно быть проведено уполномоченным на то органом и входить в перечень, установленный ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Оно должно быть проведено при наличии оснований, предусмотренных ст. 7 вышеуказанного закона, и при соблюдении указанных в ст. 8 условий.

Оперативно-разыскные мероприятия осуществляются только при наличии определенных, указанных в законе оснований (ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Их можно условно разделить на две группы:

• основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий, непосредственно направленных на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, а также розыска и установления лиц, их совершивших;

• основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

К первой группе оснований относятся:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Ко второй группе оснований относится сбор сведений, необходимых для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) допуске к участию в оперативно-разыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий;

5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;

6) о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника;

7) о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

а) государственных должностей РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

б) государственных должностей субъектов РФ; должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

в) должностей федеральной государственной службы;

г) должностей государственной гражданской службы субъектов РФ; должностей муниципальной службы;

д) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

е) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

8) о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими вышеуказанные должности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений;

9) соблюдении лицами, замещающими вышеуказанные должности, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273 ФЗ "О противодействии коррупции", федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов;

10) достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

При подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий должны соблюдаться определенные условия, под которыми понимается закрепленная в законе (ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") совокупность принципов и правил, позволяющих, с одной стороны, гарантировать соблюдение прав и интересов личности, а с другой — обеспечить эффективность деятельности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

В указанной норме конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Исключения из этого правила специально оговорены в Конституции РФ и отдельных федеральных конституционных законах и федеральных законах.

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент России обладает неприкосновенностью. Президентская неприкосновенность сохраняется и после прекращения им своих полномочий, что предусмотрено Федеральным законом от 12.02.2001 № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

Согласно ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Как предусмотрено ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", неприкосновенность также распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 13) обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Указанные ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.

Статья 122 Конституции РФ и ст. 9. Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливают, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность распространяется на жилище и служебное помещение судьи, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Как указано в ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", он обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы РФ привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации, специально оговоренной в ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Из этого общего правила есть исключения. Возможно проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Суд должен быть обязательно уведомлен об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Для получения судебного решения о проведении оперативно-разыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, один из руководителей органа, уполномоченного на осуществление оперативно-разыскной деятельности, выносит мотивированное постановление. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований проведения оперативно-разыскного мероприятия, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Суд не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Рассмотрение данных материалов осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-разыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-разыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-разыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия судебного постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если меньший срок не указан в самом постановлении. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае отказа судьи в проведении оперативно-разыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, вправе обратиться в вышестоящий суд.

В числе условий проведения некоторых оперативно-разыскных мероприятий Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Так, на основании постановления должны проводиться проверочная закупка и контролируемая поставка предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, оперативный эксперимент и оперативное внедрение.

Проведение некоторых оперативно-разыскных мероприятий допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления определенной тяжести. Например, проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших.

В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий могут использоваться информационные системы, видео-, аудиозапись и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Несоблюдение требований закона об обоснованности проведения таких мероприятий, порядка их проведения и оформления, влекут признание сформированных на их основе доказательств недопустимыми.

Например, в тех случаях, когда до проведения оперативно-разыскного мероприятия "проверочная закупка" у правоохранительных органов не было оснований подозревать лицо в распространении наркотических средств, и сам сбыт такого средства стал результатом вмешательства оперативных работников, суды, как правило, констатируют наличие провокации со стороны оперативных работников.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. При этом судебное решение не требуется только в случае, если оперативный сотрудник, лицо, привлеченное к выполнению оперативно-разыскного мероприятия, входит в жилище с согласия и на условии добровольности проживающих в нем лиц.

Следует учитывать, что проведение повторного оперативно-разыскного мероприятия в отношении одного и того же лица должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Целями повторного мероприятия могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности, установление всех ее соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков и др. Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведенного мероприятия не были достигнуты его цели, например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии.

Фонограммы, материалы видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами, следователем обязательно должны быть осмотрены и приобщены к уголовному делу. При необходимости по ним могут быть назначены соответствующие экспертизы. В первую очередь это относится к случаям обязательного назначения экспертиз, указанных в уголовно-процессуальном законе, руководящих разъяснениях Пленумов Верховного Суда РФ и решениях вышестоящих судебных инстанций по конкретным уголовным делам.

Например, проведение экспертиз по аудио-, видеозаписям в случае оспаривания их обвиняемыми, является обязательным. Так, по одному из уголовных дел суд, отказывая в проведении фоноскопической экспертизы аудиозаписи, указал, что при прослушивании записей на аудиокассетах в судебном заседании никаких следов монтажа не выявлено[2]. В другом случае одним из доказательств вины подсудимых являлись аудиозаписи их разговоров с взяткодателем, при этом они оспаривали принадлежность им голосов. Ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании экспертиза для идентификации голосов на пленках не производилась. В обоих случаях приговоры судов были отменены и дела направлены на новое рассмотрение. При этом вышестоящие судебные инстанции отметили, что в первом случае суд выступил в роли экспертного учреждения, каковым он не является, а разрешение данного вопроса требует использования специальных знаний; во втором — что для идентификации голосов необходимо проведение судебной экспертизы.

Оперативные работники и конфиденты нередко лично наблюдают действия, относящиеся к обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела. Поэтому в некоторых случаях они могут быть допрошены в качестве свидетелей, поскольку в силу ст. 56 УПК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поэтому при необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных в организованные преступные группы, в том числе штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Проверка источников получения доказательств

По общему правилу, доказательства составляют неразрывное единство содержания и формы. С содержательной стороны доказательства представляют собой факты реальной действительности. С этой точки зрения доказательства должны быть достоверными, т.е. соответствующими ей. С точки зрения формы доказательства — это определенные законом источники, из которых они могут быть получены (ч. 2 ст. 74 УПК РФ), и соответствующая процессуальная форма (оболочка) — протокол следственного действия (ст. 166 УПК РФ). Законодатель, наделяя протоколы следственных действий статусом источников доказательств, руководствовался скорее всего тем, что в процессе доказывания каждый раз обращаться к первоисточнику довольно затруднительно, проще к производному (протоколу). Кроме того, в исключительных случаях (утрата, изменение свойств, невозможность представления и т.п.) протоколы могут действительно выступать в качестве самостоятельных источников доказательств, но только при условии полного соответствия их формы требованиям закона. Иными словами, доказательство — это единство фактов, их источников и процессуальной оболочки. И отсутствие любого из этих элементов влечет ничтожность доказательств.

Исходя из единства содержания и формы в доказательствах в первую очередь исследуются такие их свойства, как относимость и допустимость. Относимость доказательства означает его способность по своему содержанию устанавливать обстоятельства, для доказывания которых оно используется. Допустимость доказательства в широком смысле означает его получение из источника и в точном соответствии с правилами, установленными законом.

Собирание новых доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство. Если при исследовании доказательств будут установлены противоречия между ними либо их недостаточность для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, то следователь намечает пути устранения этих противоречий, либо получения новых доказательств. Устранение противоречий между доказательствами и собирание новых доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемые, для следователя (дознавателя), по общему правилу, возможно только путем производства ранее не проводившихся либо повторных следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.