Исследование морального сознания дошкольника

Аналогично исследуется и уровень развития морального сознания у детей дошкольного возраста. Особое место при этом занимают просоциальные формы поведения (такого поведения, которое оценивается обществом как положительное): готовность поделиться чем-то с другими детьми, помочь другому удовлетворить какую-либо потребность и готовность к адекватному социальному действию (выражение солидарности, предложение к сотрудничеству или приветствие), поскольку они не связаны с удовлетворением собственных потребностей ребенка, а следовательно, предполагают учет другого человека. Изучение просоциального поведения обычно сводится к тому, что ребенка просят рассказать, как бы он поступил в том или ином случае. Например, в одной ситуации ребенок играет в песочнице и видит, как на другого ребенка во дворе нападает собака. Ему предлагается ответить, что будет делать мальчик, сидящий в песочнице, и почему? В другой ситуации ребенок идет на день рождения, где его ждут торт, мороженое и интересные игры. По дороге он встречает девочку, которая упала и повредила ногу. Дошкольнику предлагается ответить на вопрос: поможет ли ребенок девочке при условии, что если он ей поможет, то не попадет на праздник. По характеру ответов дошкольников на истории подобного типа последователи теории Л. Кольберга судят об особенностях морального мышления детей.

Посредством моральных дилемм Л. Кольберг изучал более 30 различных жизненных аспектов, среди которых были проблемы ответственности, наказания и поощрения, социального благополучия, любви, уважения, свободы, справедливости, социальных норм, личностной ответственности и др. На примере проблемы долга можно рассмотреть различие в позициях на каждой из стадий развития. Так, в самом начале ребенок не видит разницы между тем, что он должен, и тем, что ему хочется. На первой стадии морального развития ребенок подчиняется предписаниям перед страхом наказания. На второй стадии он испытывает чувство обязательства только по отношению к себе. Он считает, что обязан делать то, что принесет ему пользу, поэтому ребенок не чувствует ответственности за окружающих его людей. На следующей стадии ребенок старается соответствовать ожиданиям и социальным нормам ближайшего окружения, поэтому он будет демонстрировать ответственность и чувство долга лишь в той мере, которая ему предписана. На четвертой стадии чувство долга тесно связано с определенными общественными правилами, которые необходимы для поддержания социального порядка. Наиболее ярко это проявляется в профессиональном предписании: врач должен спасать жизни людей, а милиционер – защищать их. Обычно, как уже было отмечено, моральное развитие взрослого человека останавливается именно на этой стадии.

Изучение роли мотива и результата в моральных суждениях ребенка было проведено Ш. Нельсон. Дошкольникам в возрасте от трех до семи лет предлагали два рассказа о том, как дети играют в мяч. В первом рассказе мальчик случайно попал мячом в другого мальчика, и тот заплакал. Во втором рассказе мальчик специально попал в другого мальчика, т.е. он хотел, чтобы тот заплакал. При этом детям либо просто рассказывали истории, либо сопровождали рассказ демонстрацией соответствующих картинок. Согласно Ж. Пиаже моральные представления детей младшего дошкольного возраста определяются конечным результатом, а не мотивом, который лежал в основе действия. Проведенное исследование показало, что даже дети трехлетнего возраста могут в своих ответах оценивать поведение других детей не только по результату (мальчик плачет), но и но мотиву (хотел специально попасть в мальчика). При вербальном предъявлении большую роль при оценке действий играет мотив, что объясняется его первичным положением по отношению к результату в истории. При одновременном вербальном предъявлении рассказала и демонстрации картинок дети опирались как на мотив, так и на результат действия. При этом трехлетние дети пользуются глобальной оценкой участников историй (поскольку для маленьких детей хорошее означает отсутствие плохого, то "хороший" персонаж не может сделать "плохо" даже случайно). То есть дети последовательно, а не хаотично использовали в качестве основы своих суждений либо мотив, либо действие в зависимости от представления о "хорошем" и "плохом". Более того, когда детей просили вспомнить рассказ, они приводили в соответствие мотив поступка с его результатом и подтягивали мотив к результату таким образом, чтобы представление о персонаже было целостным. Эти данные говорят о том, что педагог обязан учитывать общий глобальный характер оценки ситуации, осуществляемый ребенком, и должен быть аккуратен при оценивании детей, поскольку в дальнейшем дошкольники будут воспринимать ребенка и ситуацию, в которой он оказывается, через оценку взрослого. Так, младшие дошкольники довольно часто оценивают сверстника по формальному признаку – "плохой, потому что он плохо кушает". Очевидно, что в этой оценке присутствует позиция воспитателя, которую транслирует ребенок и которая при этом заслоняет образ другого ребенка.