Исправительно-трудовое право

Использование труда преступников было известно, как помним, отечественному праву еще со времен Петра I, когда каторжники строили портовые сооружения, каналы, добывали полезные ископаемые "во глубине сибирских руд". Тогда тяжкий каторжный труд рассматривался как искупление греха, покаяние и т.п. В советское время использование труда заключенных получило иную идеологическую окраску. Преступление считалось пережитком капитализма, а преступники разделялись на тех, которые привыкли пользоваться чужим трудом, сами не желая трудиться, и на несознательных рабочих и крестьян, которые еще не понимали, что они совершают противоправные поступки, идущие им же во вред. Следовательно, тех и других надо было воспитывать и перевоспитывать, и прежде всего трудом. Этим обусловлено возникновение принципиально новой отрасли права - исправительно-трудового.

Надо сказать, что идея "перековки" имела определенные основания. Какая-то часть преступников действительно исправлялась и возвращалась в общество с тем, чтобы заниматься честным трудом. Однако нельзя сказать, что таких было большинство. Об этом свидетельствует высокий процент рецидива. Многие преступники, выйдя из мест лишения свободы, скоро снова оказывались там, порой и не один раз. Тем не менее законодательство упорно проводило идею перевоспитания трудом.

Исправительно-трудовое право выделилось из уголовного, неотъемлемой частью которого до сих пор были нормы о реализации наказания. Так, ст. 8 УК РСФСР 1922 г. содержит указания на цель применения мер социальной защиты. Однако в 1924 г. впервые соответствующие нормы были объединены в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (ИТК).

Статья 1 Кодекса определяла его задачи: установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Ставилась цель - реформировать существующие исправительные учреждения в соответствии с потребностями общества, создав сеть трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов с различным режимом содержания. Труд заключенных должен был использоваться хотя бы для частичного возмещения расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ названных заведений.

Управление местами лишения свободы децентрализуется на уровне губерний, где губернские органы принимали активное участие в жизни колоний, путем создания распорядительных комиссий, в которые входят губернский (областной) инспектор мест заключения, член губернского (областного) суда, представители губернской или областной рабоче-крестьянской инспекции и другие местные работники. На комиссии возлагалось распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии, ходатайство перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, не обнаруживших достаточного исправления к концу отбытия ими срока назначенной судом меры социальной зашиты согласно ст. 56 УК РСФСР, ходатайство перед соответствующими органами об отмене или замене содержания под стражей тех трудящихся, в отношении которых, по мнению распорядительной комиссии, могут быть применены другие меры исправительно-трудового воздействия или пресечения, и т.п.

Центральным органом управления исправительными учреждениями являлось Главное управление местами заключения (ГУМЗ), созданное в 1922 г. в системе НКВД. ГУМЗ имело свои местные органы. Лишь несколько специальных лагерей подчинялось ВЧК, а потом ОГПУ.

Заключенные подразделялись на три категории, причем важным критерием для включения в ту или иную являлась классовая принадлежность. К первой категории относились подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией, ко второй - профессиональные преступники, а также те из заключенных, которые, не принадлежа к классу трудящихся, совершили преступление вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов, к третьей - все остальные заключенные. Кроме того, осужденные подразделялись на три разряда - начальный, средний и высший. Они переводятся из одного в другой по мере пребывания в колонии и в зависимости от поведения.

При каждом таком учреждении создавалась наблюдательная комиссия в составе начальника места заключения, народного судьи, в районе которого находилось данное место заключения, и представителя бюро профессиональных союзов. На комиссию возлагались наблюдение за переводом и, в случае неправильности, отмена перевода заключенных из одних разрядов в другие, предварительное обсуждение и представление в распорядительную комиссию по собранным о личности заключенных данным вопроса о досрочном их освобождении, представление в распорядительную комиссию о переводе заключенных из одного исправительно-трудового учреждения в другое и иные важные обязанности. В 1929 г. распорядительные комиссии были упразднены, а права наблюдательных комиссий расширены.

Общие принципы режима в местах лишения свободы были достаточно гуманными. Например, допускались не только свидания, но и отпуска (ст. 20 ИТК РСФСР и др.). Во всяком случае режим в местах заключения должен был быть лишен признаков мучительства. Запрещалось применение таких мер воздействия, как кандалы, наручники, карцеры, лишение пиши, свидания заключенных с их посетителями через решетку. ,

Труд считался обязательным для всех трудоспособных, причем хорошая работа поощрялась сокращением срока заключения или даже переводом на принудительный труд без содержания под стражей.

В местах лишения свободы организовывалось обучение заключенных, как общеобразовательное, так и профессиональное, с тем, чтобы, выйдя на свободу, человек мог устроиться на работу.

Обеспечивалась и охрана труда, причем инспектора труда, санитарные инспектора, технические инспектора должны были требовать от администрации колонии немедленного исправления нарушений, сообщая одновременно о них прокурору.

Общеобразовательное обучение являлось и правом, и обязанностью заключенных. Это имело целью не только ликвидацию неграмотности и малограмотности, но и получение знаний в объеме начальной школы. Кроме того, в колониях велась культурно-воспитательная работа, для чего создавались материальные условия.

Кодекс предусматривал широкую серию мероприятий для помощи отбывшим срок заключения: оказание материальной помощи неимущим, предоставление жилья и питания на льготных условиях в течение определенного времени, ссуд на приобретение рабочих инструментов, обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода и др. Эти обязанности возлагались на ГУМЗ и его местные органы.

В 1925 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс Украины, построенный на тех же принципах, что и российский. Одновременно были введены в действие кодексы Грузии, Узбекистана и Азербайджана, в 1926 г. - Белоруссии, в 1928 г. - Туркмении.

В данный период, особенно в его начале, неоднократно проводились амнистии. В 1923 г. специальной комиссией ВЦИК и ЦК РКП(б) Освобождено до 60% заключенных.

В 1928 г в стране числилось 213-217 тыс. лишенных свободы - примерно столько же, сколько было в царской России в 1913 г.