Используемые информационно-коммуникационные образовательные технологии для дистанционного обучения и переподготовки кадров

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование в нашей стране практически началось после проведения в 1996 г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика". Дело в том, что к этому времени определенное развитие за рубежом уже получило так называемое Distance Learning (заочное обучение) с использованием информационных и коммуникационных технологий. И это не случайно. Именно хорошо отработанное методически в нашей стране с 1930-х гг. заочное обучение оказало определяющее влияние на формирование Distance Learning на Западе. Например, открытие крупнейшего в мире университета с дистанционным обучением – Открытого университета Великобритании – непосредственно связано с посещением нашей страны премьер-министром Великобритании Гарольдом Вильсоном. На него сильное впечатление произвела отечественная система заочного обучения. Оно позволяло и позволяет в настоящее время получать высшее, в том числе экономическое образование, как первого (бакалавриат), так и второго (магистратура) уровня, а также повысить свою квалификацию без отрыва от производства, одновременно лучше познавая основную работу на производстве. При этом работники значительно расширяют кругозор, получают новые знания, способствуя росту своей карьеры на производстве.

Ознакомившись с нашим заочным образованием и выступая затем в Глазго, Гарольд Вильсон развил возникшую у него идею организации заочного "эфирного университета" – Открытого университета Великобритании, используя передовые для того времени технологии теле- и радиовещания для "доставки преподавателей на дом к студентам".

Для воплощения в жизнь решений проведенного в Москве Конгресса ЮНЕСКО в России в соответствии с приказом Минобразования России был проведен пятилетний российский эксперимент по дистанционному образованию (ДО) с привлечением ведущих вузов страны. В эксперименте участвовали такие крупнейшие вузы России, как Московский технический университет им. Баумана (МВТУ им. Баумана), Университет дружбы народов (УДН), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Современная гуманитарная академия (СГА).

Главными задачами эксперимента по дистанционному образованию были:

– отобрать, апробировать и по возможности развить применяемые за рубежом и в нашей стране информационно-телекоммуникационные технологии дистанционного обучения;

– создать и апробировать в учебном процессе при дистанционном обучении специфические для ДО электронные образовательные ресурсы, а также разработать методику их эффективного применения;

– убедиться в том, что качество ДО, которое может быть получено с использованием информационно-телекоммуникационных образовательных технологий, не уступает качеству обучения, получаемому при использовании традиционных образовательных технологий.

За 5 лет (1997–2002 гг.), в течение которых проводился российский эксперимент, были апробированы и развиты разнообразные информационные и коммуникационные образовательные технологии, качественно различающиеся между собой как по применяемым моделям обучения, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательных ресурсов. За это время были отработаны следующие три группы дистанционных образовательных технологий:

– комплексная кейс-технология с использованием компьютерных обучающих программ;

– интернет-технология в сочетании с комплексной кейс-технологией;

– телевизионно-спутниковая технология в сочетании с комплексной кейс-технологией.

Рассмотрим более подробно каждую из этих трех образовательных ИКТ дистанционного обучения.

Комплексная кейс-технология в системе ДО предполагает наличие кейса печатных и электронных учебно-методических материалов.

Так, для студентов-заочников при ДО используются наряду с рекомендуемыми печатными учебниками и учебными пособиями по каждой из дисциплин курса для заочного обучения принципиально новые электронные средства обучения, записанные на компакт-дисках:

– электронные издания программ изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

– электронные обзорные (установочные) лекции по дисциплинам курса;

– электронные лабораторные практикумы;

– компьютерные обучающие программы по каждой из дисциплин курса на компакт-дисках.

Компьютерные обучающие программы – это программные средства учебного назначения, используемые студентом при самостоятельном освоении учебного материала. Они не подменяют собой рекомендуемые печатные учебники и учебные пособия, а позволяют студенту эффективно закрепить и проконтролировать полученные знания, используя возможности современных информационно-коммуникационных технологий.

В отличие от обучения студентов-заочников при переподготовке персонала предприятия с использованием ИКТ компьютерные обучающие программы, как правило, играют основную роль. Так, во ВЗФЭИ были созданы специальные комплексы обучающих программ, записанных на компакт-диске, для повышения квалификации по направлению "Маркетинг и банковское дело".

Самостоятельная работа обучаемого с компьютерной обучающей программой (КОПР) строится по принципу активного диалога с привлечением возможностей мультимедиа, гипертекста, использования телекоммуникаций, а также ряда других программных, технических и методических приемов. Все зависит от сложности изучаемого курса. Например, при изучении дисциплины "Финансы предприятия" компьютерная обучающая программа автоматически строит график зависимости уровня прибыли от жизненного цикла продукции (рис. 17.1). Построение графика сопровождается соответствующими голосовыми пояснениями автора курса и одновременно текстом этих пояснений на экране. Иными словами, КОПР строится не по принципу классического печатного учебника: "читай и запоминай", а по более широкому: "воспринимай по всем каналам, ассоциируй и усваивай сущность изучаемого вопроса".

Оценка усвоения обучаемым учебного материала проводится с помощью содержащихся в компьютерных обучающих программах программно-педагогических тестов.

Рис. 17.1. Мультимедийное представление учебного материала

В компьютерных обучающих программах присутствуют, как правило, два методически различных вида программно-педагогических тестов.

Тесты для самоконтроля усвоения обучаемым учебного материала.

Обучаемый может проверить правильность выполнения им тестовых заданий для самоконтроля по мере или после их выполнения. По результатам самоконтроля и дополнительного изучения темы обучаемый может вновь вернуться к самотестированию, попробовать снова ответить на тестовые задания и проверить правильность их выполнения. Этот процесс может повторяться несколько раз. Таким образом, при выполнении тестовых заданий для самоконтроля в составе КОПР присутствуют элементы тренинга, что также повышает качество усвоения изучаемого материала.

Контрольные тесты, которые влияют на оценку результатов обучения.

Результаты выполнения тестовых заданий контрольного тестирования сообщаются только преподавателю. Ответы обучаемого направляются преподавателю по электронной почте и анализируются им с помощью специального программного модуля.

Перейдем теперь к рассмотрению использования интернет-технологии в сочетании с комплексной кейс-технологией в системе обучения и переподготовки и повышении квалификации персонала.

В принципе интернет-технологии – широкое понятие. Поэтому разработанную в процессе эксперимента интернет-технологию правильнее именовать образовательной технологией с применением Интернета. Главное в этой технологии – ее системная организация и специальные электронные образовательные ресурсы для проведения учебного процесса с использованием ИКТ.

К наиболее важным элементам интернет-технологии в сочетании с комплексной кейс-технологией относятся:

• программная система организации обучения; в мировой практике обучения с использованием ИКТ она получила название Learning Management System (LMS). Содержит набор инструментов не только для организации и управления учебным процессом, но и для создания и централизованного хранения сетевых электронных образовательных ресурсов. Это были, в основном, сетевые компьютерные обучающие программы;

• простейшие телекоммуникационные средства общения обучаемых и преподавателей: электронная почта, форум.

Наряду с электронными средствами по этой образовательной технологии ДО широко применялись специальные печатные учебно-практические пособия, печатные учебники и учебные пособия.

Иными словами, эта технология включала в себя и комплексную кейс-технологию. Она служила и для переподготовки персонала.

По этой технологии обучаемым сообщаются электронные адреса для общения с преподавателями и список предлагаемых им компьютерных обучающих программ, логин и пароль для доступа к сетевым средствам поддержки обучения по изучаемым курсам (методические материалы, обзорные лекции, компьютерные обучающие программы).

При возникновении вопросов во время работы с методическими материалами и компьютерными обучающими программами у обучаемых имеется возможность консультаций с преподавателем в отложенном времени (off-line): в основном на интернет-форуме, а также индивидуально по электронной почте.

При проведении консультаций на форуме обучаемые помещают свои вопросы по курсу, а преподаватели через 1–3 дня дают на них ответы. С вопросами и ответами на них могут ознакомиться все члены группы, участвующие в процессе обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Решение о допуске студента-заочника к экзамену принимает преподаватель по результатам контрольного компьютерного тестирования с помощью LMS. Прием экзаменов проводится преподавателем, как правило, по системе "лицо к лицу". При переподготовке и повышении квалификации при наличии представительной тестовой базы всех четырех основных форм тестовых заданий, контролирующих не только знания, но и определенные умения и навыки, полученные положительные результаты могут быть зачетом по изучаемому курсу.

Что касается телевизионно-спутниковой технологии (TV-технология), то это технология разработана преимущественно для ДО студентов-заочников и в меньшей мере для переподготовки и повышения квалификации персонала. Она основана на формировании информационно-образовательного пространства с помощью системы телевидения и спутниковых каналов передачи информации. Данная технология и при обучении студентов-заочников, и даже при переподготовке и повышении квалификации персонала позволяет создать учебную среду практически в любом географическом пункте не только России, по и ближнего и дальнего зарубежья, что особенно важно для предприятий, имеющих там свои отделения. Так, российская нефтяная компания "Лукойл" планирует ввести свою компанию в мировую элиту энергетических гигантов, обеспечивающих энергоносителями половину стран. Отметим, что в настоящее время флаги "Лукойл" уже развеваются в 37 государствах.

Телевизионно-спутниковая технология отличается широким использованием обзорного обучения, реализуемого с помощью онлайновых (происходящих в реальном масштабе времени) видеоконференций, призванных помочь обучаемому создать целостную картину изучаемого курса и даже будущей практической деятельности.

Отметим, что в начале проведения российского эксперимента по ДО казалось, что именно видеоконференции – основа наиболее прогрессивной технологии ДО, фактически стирающей грань между очным и заочным образованием.

Действительно, такая телекоммуникационная связь реализует возможность "естественного" общения между студентами виртуальной учебной группы, занимающимися по технологии ДО, и преподавателем. Она позволяет участникам не только видеть и слышать друг друга, но и проводить совместное рассмотрение и обсуждение таблиц, графиков и даже видеосюжетов.

Поэтому для выявления педагогических аспектов эффективного применения такой технологии в ДО был выполнен международный проект. Головным университетом по этому проекту стал Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГТУ). В работе также участвовали американский (California State University), шведский (University of Karlstad) и финский технологический институт (Mikkeli Institute of Technology).

Исследовалось два варианта применения такой технологии в реальном учебном процессе ДО:

как одного из возможных средств взаимодействия преподавателей и студентов в процессе ДО (при проведении установочных лекций, консультаций, изучении фрагментов дисциплин курса, вызывающих наибольшие затруднения при изучении, и т.п.);

как основного средства ДО (для чтения лекций, проведения семинаров и т.п.; контроля знаний).

Однако перспективным был признан первый вариант проводимого исследования. Несмотря на все достоинства такой видеоконференции, она не позволяет все же создать эффективную автономную среду ДО. Вместе с тем в сочетании с другими средствами ДО (печатными и электронными) эта технология позволяет существенно повысить эффективность ДО.

Поэтому в учебном процессе при практической реализации такой технологии широко использовалась также комплексная кейс-технология: рабочие учебники, аудиокурсы и компьютерные обучающие программы. При этом печатный материал учебной дисциплины был разделен на юниты (англ. unit – единица) – замкнутые логические блоки (модули), предназначенные как для изучения нового материала, рассчитанного примерно на 45 академических часов аудиторных занятий, так и для контроля его усвоения.

Как было показано выше, в настоящее время в крупных компаниях, использующих телекоммуникационные спутниковые связи, данная технология может активно применяться при переподготовке персонала.