Использование железнодорожного транспорта в логистических системах

Услуги железнодорожного транспорта. Основными видами услуг железных дорог, востребованными в современных логистических системах, являются:

- перевозки массовых грузов маршрутами. Маршрутом называется поезд, который без изменения состава и груза следует от пункта отправления до пункта назначения. Так перевозятся уголь, нефть, руды, удобрения, металлопродукция, строительные материалы. Основным конкурентом в данном сегменте является внутренний водный транспорт, когда водные коммуникации совпадают с железнодорожными по направлениям. Тарифы могут быть привлекательны для клиентуры, поскольку маршрутные перевозки исключают сортировочные операции в пути, что значительно сокращает издержки;

перевозки интермодальных транспортных единиц (контейнеры, контрейлеры, съемные кузова), выполняемые по расписаниям специализированными поездами. Такие перевозки являются составной частью интермодальных сервисов и испытывают значительную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта, однако развиваются во многих странах достаточно уверенно. Интермодальные поезда, как и маршруты, не подвергаются переформированию в пути и идут "по твердым ниткам графика" как пассажирские поезда. Эта особенность обеспечивает конкурентные преимущества железнодорожных интермодальных сервисов (см. также гл. 10). Тарифы на такие перевозки могут быть сравнительно высокими, по, поскольку перевозятся дорогие товары, клиентура готова платить за скорость и пунктуальность доставки;

перевозки грузов отдельными вагонами и группами вагонов в составе "смешанных"- грузовых поездов. Этот сегмент, где перевозятся, в основном, достаточно дорогие промышленные грузы, транспортируемые без контейнеров, является для большинства железных дорог мира проблемным. Именно здесь они наиболее заметно теряют свою долю рынка в пользу автомобильного транспорта.

В отличие от маршрутных и контейнерных сервисов, повагонные перевозки основаны на традиционной технологии формирования поездов. Клиент предъявляет к перевозке вагон или группу вагонов, которые включаются в состав поезда и, продвигаясь от одной сортировочной станции к другой, достигают, в конце концов, пункта назначения. При этом вагоны последовательно включаются в состав нескольких — иногда трех-четырех — грузовых поездов.

Сквозные расписания и гарантии по срокам доставки при этом отсутствуют, слежение за отправками, как правило, не осуществляется, а время выполнения перевозки является непредсказуемым для клиента. Транспортная услуга, таким образом, не может быть включена в цепь поставок как элемент этой цепи со стабильными характеристиками.

Эти особенности технологии делают повагонные железнодорожные перевозки все менее привлекательными в современной логистике. Клиентура, несмотря на относительную дешевизну таких сервисов, предпочитает обращаться к услугам автомобильного транспорта.

Наряду с перевозочными услугами на железнодорожном транспорте широко практикуется предоставление вагонов в аренду.

Необходимо отметить, что для большинства железных дорог мира свойственна недостаточная гибкость обслуживания, трудность приспособления к требованиям цепей поставок и отдельных клиентов. Причинами являются как особенности организации и технологии железнодорожных перевозок, о которых говорилось выше, так и традиционная позиция естественного монополиста, с которой продолжают действовать многие менеджеры железнодорожных компаний даже в условиях нарастающей межвидовой конкуренции. Одна из задач железнодорожных реформ заключается в том, чтобы сделать железные дороги рыночно ориентированной отраслью, управляемой с учетом реальной конкурентной ситуации на рынке транспортных услуг.