Использование сети Интернет

Отдельно следует выделить такой способ информирования, как размещение соответствующих материалов в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. В данном случае форма информирования четко определена, но отнести ее к опубликованию нельзя, поскольку она не влечет особых юридических последствий. Таким способом размещаются данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования (п. 36 ст. 68); данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов (п. 4 ст. 72). Доведение информации до сведения избирателей как способ информирования от опубликования отличается тем, что субъект информирования (чаще всего это избирательная комиссия) сам определяет форму такого информирования. Так, предупреждение, вынесенное соответствующей комиссией кандидату, избирательному объединению, доводится до сведения избирателей через СМИ либо иным способом (п. 5.1 ст. 20). Самостоятельно избирается форма информирования о результатах проверок сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц (п. 12.1 ст. 21); сведениях об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования (подп. "а" п. 6 ст. 27); данных о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов (подп, "г" п. 6 ст. 27; п. 7 ст. 33); сведениях о времени и месте голосования (п. 2 ст. 64).

Некоторую информацию закон обязывает избирательные комиссии доводить до сведения организаций, выпускающих СМИ, или их представителей. В данном случае не происходит информирования избирателей непосредственно, однако организациям, выпускающим СМИ, предоставляется информационный повод, т.е. сведения, на основании которых эти организации, в свою очередь, будут информировать избирателей. К таким сведениям можно отнести данные о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (п. 8 ст. 33); решение о внесении уточнений в протокол и сводную таблицу (п. 8 ст. 69).

Официальная информация размещается в первую очередь в СМИ, которые являются официальными публикаторами. Если таковых нет, информация публикуется в государственных и муниципальных СМИ. Так, государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации.

К способам официального информирования можно отнести и размещение участковой комиссией информации обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, на информационных стендах в помещении для голосования либо непосредственно перед ним.

Иные способы доступа к информации, которые можно применять для официального информирования населения (размещение информации в информационных зонах, рассылка официальной информации по почте, передача информации "из рук в руки"), избирательным законодательством не урегулированы.

Основными способами неофициального информирования участников избирательного процесса являются освещение избирательной кампании организациями, осуществляющими выпуск СМИ, опубликование (обнародование) результатов общественного мнения, связанных с выборами, а также предоставление пользователю (потребителю) информации по запросу.

Освещение избирательной кампании осуществляется на основе свободы массовой информации, свободы выражения мнений и недопустимости цензуры при соблюдении правил, установленных избирательным законодательством, и позволяет избирателям получить больше информации, необходимой для того, чтобы сделать правильный выбор. Официальная информация, распространяемая через СМИ, изготавливается субъектами официального информирования, а организациями, выпускающими СМИ, только публикуется. При неофициальном информировании материал готовится непосредственно журналистами, которые должны руководствоваться принципами объективности, достоверности, равенства кандидатов и избирательных объединений.

В отношении порядка информирования через информационные теле- и радиопрограммы, публикации в периодических печатных изданиях установлено специальное правило о том, что сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе выражающееся в предоставляемом времени освещения их предвыборной деятельности, объеме печатной площади, отведенной для таких сообщений. Под информационными программами понимаются ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ (ст. 3 Федерального закона от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"). По аналогии указанное положение применяется и к информационным сообщениям, содержащимся в периодических печатных изданиях. Следует обратить внимание на то, что данные ограничения установлены только для сообщений о предвыборных мероприятиях и означают недопустимость замалчивания информации о проводимых участниками избирательного процесса предвыборных мероприятиях с одновременным освещением таких же мероприятий, проводимых другими участниками избирательного процесса. Вместе с тем отсутствие информационных сообщений в конкретный период времени о ком-либо из участников избирательного процесса не может служить основанием для отказа от публикации сообщений о состоявшихся в этот же период предвыборных мероприятиях иных участников. Важно, что участники избирательного процесса должны сами информировать организации, выпускающие СМИ, о проводимых ими мероприятиях, в противном случае вина за неосвещение проведенных мероприятий не может возлагаться на организацию, выпускающую СМИ. Запрет комментирования информации о предвыборных мероприятиях означает, что информационные сообщения не могут включать мнения любого лица, в том числе и журналиста.

Однако за пределами информационного блока авторские комментарии вполне допустимы. По мнению ЦИК РФ, запрещение комментариев в информационных программах и сообщениях не препятствует освещению и анализу в информационно-аналитических программах (публикациях) хода избирательной кампании, деятельности кандидатов, политических партий, их предвыборных программ, анализу информации о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, политических партий, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах. Редакции СМИ вправе свободно, без каких-либо согласований с государственными органами освещать события, происходящие в ходе избирательных кампаний, и придерживаться при этом основополагающих принципов информирования избирателей, отделяя в публикациях объективную информацию о событиях, происшедших в ходе избирательной кампании, от мнения и (или) комментария журналиста по соответствующему вопросу и не замалчивая поступившую в СМИ информацию о реально происходивших предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов, политических партий, в том числе в пользу информации о других кандидатах, партиях[1].

Конституционный Суд РФ признал рассматриваемую норму соответствующей Конституции РФ, указав, что правила, изложенные в ней, не могут служить основанием для запрета представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности высказывать собственное мнение, давать комментарии за пределами отдельного информационного блока и предполагают, что только в таком информационном блоке не должно содержаться комментариев и не должно отдаваться предпочтение кандидату, избирательному объединению по времени освещения предвыборной деятельности, объему печатной площади и соотношению ее предоставления бесплатно или за плату[2].

Следующий способ неофициального информирования – опубликование результатов опросов общественного мнения. Закон о гарантиях избирательных прав установил правила такого информирования (ст. 46), ввиду того что подобная информация может оказать влияние на позицию избирателя и, в итоге, на его волеизъявление в момент голосования. Ограничения заключаются в следующем. Во-первых, закон обязывает граждан и организации, публикующие результаты опросов общественного мнения, указывать некоторые реквизиты: наименование организации, проводившей опрос; время его проведения (при этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней – следует указывать, с какой и по какую дату он проводился); число опрошенных (выборку); метод сбора информации (устный опрос, анкетирование и т.п.); регион, где проводился опрос (следует указывать населенные пункты или субъекты РФ, в пределах территории которых проводился опрос; если была охвачена территория большого количества субъектов РФ, достаточно ограничиться указанием их количества); точную формулировку вопроса; статистическую оценку возможной погрешности; лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование) (при этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация). В том случае, если публикация не оплачена кем- либо, а осуществлена редакцией СМИ по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.

Все названные реквизиты обязательно указываются при любом опубликовании, т.е. при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения. Неуказание одного или нескольких из перечисленных сведений влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.5 КоАП РФ. Названные требования должны соблюдаться редакциями СМИ, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других СМИ и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации". В случае цитирования в СМИ результатов опросов, размещенных в других СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых данных, журналистам следует, руководствуясь ст. 47 и 49 Закона РФ "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах[3].

Второе ограничение связано со сроком – в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (включая Интернет).

Еще один способ неофициального информирования – выдача информации по запросу, требованию в определенных законом случаях. Так, комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям СМИ по их требованию (п. 1 ст. 72 Закона о гарантиях избирательных прав).