В каких условиях увеличивается вероятность возникновения экономического кризиса?

Возникновение кризисов тесно связано с понятием "неустойчивости экономической системы", когда от равновесия отклоняются важнейшие параметры экономики – объем производства, уровень цен, занятость населения, ставка процента и др. Многообразие факторов, увеличивающих вероятность кризисов, чаще всего рассматривается через призму причин цикличности, описанных выше в рамках различных теорий. Кроме того, согласно популярной в настоящее время импульсно-распространительной теории циклов, цикличность экономики и кризисы обусловлены сдвигами совокупного спроса или совокупного предложения, происходящими в результате воздействия независимых импульсов, среди которых выделяются три основных группы:

шоки предложения – технологические сдвиги, климатические изменения, открытие новых источников сырья, колебания мировых цен на сырье и т.д.;

шоки спроса – изменения в инвестиционных и потребительских расходах, ведущие к изменению спроса на товары;

политические шоки, связанные с решениями государственных органов власти на макроуровне (фискальная и денежная политика, колебания обменного курса, ставки ссудного процента).

Пример 1.1

Понятие "шоки предложения" вошло в экономический оборот после нефтяного кризиса 1973 г., возникшего в результате конфликта нефтедобывающих стран Востока и нефтепотребляющих стран Запада. Из-за поддержки США Израиля ОПЕК объявила эмбарго на поставки нефти в страны Запада, в результате цена на нефть увеличилась в 4 раза, индексы западных фондовых рынков упали почти вдвое, а автомобильная промышленность США и ФРГ попала в глубокий кризис: пришлось частично отказаться от производства мощных автомобилей и заняться разработкой энергосберегающих моделей. Опасаясь дефицита топлива, власти западных стран ввели серию жестких запретов: ограничение пользования личными автомобилями, лимиты на заправку топливом, сокращение числа авиарейсов и т.д. Данная ситуация является примером отрицательного шока предложения, под которым в настоящее время понимают любое неожиданное повышение цен на ресурсы.

Отрицательный шок совокупного спроса происходит, если ожидания потребителей относительно будущего пессимистичны. Это приводит к снижению их расходов на текущее потребление, а значит, к снижению цен на товары и уменьшению объема производства в краткосрочном периоде. Примером в настоящее время может являться устойчивая мировая тенденция к сокращению спроса на предметы роскоши со стороны крупнейших экономических агентов: сегодня украшения продают по цене на грани рентабельности. Данная тенденция характерна и для России, где и средний класс начал пересматривать потребительскую стратегию: в частности, показатель продаж новых автомобилей к маю 2013 г. сократился на 12% по сравнению с уровнем 2012 г., что в совокупности свидетельствует о пессимистических ожиданиях общества.

Следует отметить, что воздействие шоков на модель совокупного спроса и совокупного предложения как причина цикличности и возникновения кризисов справедливо рассматривается современными учеными также и через призму основных положений классической и кейнсианской теорий экономического цикла. В частности, говоря о неустойчивой природе ожиданий предпринимателей как потребителей инвестиционных ресурсов, Дж. М. Кейнс писал, что при осуществлении расходов они следуют скорее "животному чутью" (англ. animal spirit), нежели строят прогнозы и точные расчеты относительно окупаемости инвестиций, что, соответственно, может вызывать сдвиг совокупного спроса.