Использование в качестве собственного транспорта

Технические средства железнодорожного транспорта широко применяются нетранспортными предприятиями различного профиля для транспортировки собственных грузов. Основными вариантами являются:

- создание внутрипроизводственных железнодорожных транспортных систем необщего пользования. Па крупных промышленных предприятиях (например, металлургических) такие системы могут включать сотни километров путей, десятки станций, локомотивное и вагонное хозяйство и обеспечивать транспортировку сырья и полуфабрикатов между отдельными производствами в составе комбината, а также его связь с железнодорожной сетью общего пользования;

- использование собственных или арендованных вагонов для обеспечения доставки сырья или готовой продукции предприятия;

- если это предусмотрено законодательством — эксплуатация собственных поездных формирований на сети общего пользования. Обычно такие поезда обращаются на постоянном маршруте (например, завод — порт) и обеспечивают стабильные внешние грузопотоки предприятия.

Скорость сообщения и пунктуальность

Максимальная скорость движения грузовых поездов на отдельных участках может достигать 90-100 км/ч. Однако из-за особенностей организации перевозочного процесса на железной дороге (формирование поездов, ожидание разъездов на однопутных участках, приоритет пассажирского движения) реальная скорость сообщения оказывается существенно меньшей и составляет около 750 км в сутки в США и около 500 — в странах Европы. В силу указанных причин при "обычных" железнодорожных перевозках пунктуальность доставки также невысока.

Вместе с тем при организации специальных интермодальных сервисов (в России они носят название ускоренных поездов) грузовой поезд движется, фактически, в пассажирском расписании и может преодолевать при этом более 1000 километров в сутки, конкурируя по скорости сообщения с автомобильной перевозкой.

Экономические характеристики и эффект масштаба

Железнодорожный транспорт характеризуется относительно низкой себестоимостью перевозок. В среднем она в 8—10 раз ниже, чем у автомобильного транспорта и в 40—60 раз ниже, чем у воздушного, однако выше, чем у водных видов транспорта. Необходимо, однако, учитывать, что указанные соотношения характерны не для всех условий перевозок и далеко не всегда отражаются в тарифах. Из-за высокой доли постоянных издержек железнодорожные перевозки обычно неэффективны при расстояниях доставки менее 750 км.

В принципе железные дороги обеспечивают перевозки в достаточно широком диапазоне: от мелких отправок до так называемых отправительских маршрутов, когда весь поезд загружается одним отправителем. Однако работа с мелкими партиями и повагонными отправками традиционно является слабым местом железных дорог. Здесь они проигрывают автомобильному транспорту по скорости и пунктуальности доставки. Многие железнодорожные компании в развитых странах отказываются от мелкопартионных перевозок как от самостоятельного собственного сервиса, предпочитая работать с экспедиторами, которые формируют сборные партии в интермодальных транспортных единицах.

При организации массовых перевозок и концентрации грузопотоков возможно достижение значительного эффекта масштаба. Грузовые поезда в Российской Федерации перевозят до 2,5—3 тыс. т груза; на специализированных рудовозных и углевозных железных дорогах в США, Австралии, ЮАР используются поезда грузоподъемностью до 30 тыс. т и более. Перевозки массовых грузов на большие расстояния считаются "классической" сферой применения железнодорожного транспорта, где его главным достоинством является обеспечение транспортировки недорогих товаров но минимальным тарифам.