Использование Интернета в рекламной практике

Интернет революционно преобразовывает мировое информационное пространство, а реклама, как один из важных информационных потоков, заполняющих это информационное пространство, конечно, не может стоять в стороне.

Реклама – одна из основных областей бизнеса, активно использующих информационные технологии. Первые признаки рекламной революции мы наблюдаем на примере развития системы "Интернет", которая начала предлагать электронное пространство под рекламу.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, представляющая собой совокупность многих сетей. Она обеспечивает взаимодействие между компьютерами но всему миру и позволяет пользователям обмениваться информацией, программами, общаться друг с другом. Своим появлением Интернет обязан военному ведомству США Пентагону, где создавалась глобальная компьютерная сеть как оборонный проект. В этот период была необходима надежная телекоммуникационная сеть, которая продолжала бы нормально функционировать даже при физическом уничтожении значительной части линий связи. Именно 2 января 1969 г. считается днем рождения Интернета, когда Министерство обороны США (его исследовательское подразделение ARPA) начало работы по созданию сети компьютеров оборонных организаций (ARPANet). Такая сеть должна была обеспечивать надежное функционирование компьютеров и обмен данными между ними даже в случае, если один или несколько из них будут уничтожены в результате военных действий. Эти задачи могла решать только сеть, в которой отсутствовал бы единый центр, а каждый из ее сегментов (компьютеров или группа компьютеров) был бы полностью самостоятелен.

Результатом этих усилий в 1970 г. стала первая в США компьютерная сеть с пакетной коммутацией, названная в честь породившей ее организации ARPANet и связавшая два университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе и Санта-Барбаре со Стэнфордским университетом и университетом штата Юта в Солт Лейк Сити. К 1972 г. количество узлов сильно возросло и 40 компьютерных центров могли теперь обмениваться между собой электронной почтой (e-mail), осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен и тысяч километров машинами, передавать файлы с данными.

В 1983 г. часть ARPANet, обслуживающая военные организации, выделилась в отдельную сеть – Milnet, которая вскоре исчезла. Оставшаяся же часть ARPANet была постепенно замещена NSFnet, а в 1990 г. этот процесс был полностью завершен и власти США официально отменили требование, по которому для подсоединения к сети была необходима рекомендация какого-либо государственного органа. Новая глобальная сеть получила название Internet (Интернет).

1992 год стал началом коммерческого этапа в истории Интернета. В этом году правительство США отказалось от ведущей роли в деле дальнейшего развития международной сети, которое перешло в руки крупных частных компаний – поставщиков услуг Интернета (Internet Service Providers, ISPs). В этом году была разработана концепция World Wide Web (WWW) – дружественная для пользователя система легкого и естественного просмотра гипертекстовой информации, что и сделало сеть по-настоящему массовой. Так, еще в 1995 г. во всем мире насчитывалось лишь 16 млн пользователей сети, а к январю 2004 г. мировая интернет-аудитория перешагнула отметку в 716 млн, что составило 11% населения планеты. В таких развитых странах, как Швеция, США, Великобритания, Швейцария, Дания, и в некоторых азиатских государствах доля пользователей Интернета относительно населения страны (так называемый penetration rate) уже превышает 60%.

В настоящее время сеть Интернет стала неотъемлемой частью мирного демократического развития международного сообщества. Она способствует разрушению информационных барьеров между странами, увеличивает возможности научного и делового сотрудничества, своей доступностью способствует большей открытости, гласности и информированности в обществе.

Интернет становится фундаментом и связующей платформой в процессе конвергенции медиасред: телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, самого Интернета и телефона. В обществе будущего привычные и довольно четкие границы между медийными каналами будут размыты, каждый из них станет по-настоящему интерактивным и персонифицированным. Именно Интернет будет той технологией и средой, которая сделает это возможным (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Реклама в Интернете

Появление Интернета и его широкое распространение стало прорывом в развитии информационных технологий, новым этапом в развитии массовых и маркетинговых коммуникаций. Сеть позволяет достичь невиданных ранее коммуникационных возможностей – работать с любыми типами информации от текстовой до мультимедийной (графической, аудио- и видеоинформацией), получать информацию в режиме реального времени из любой точки Земного шара и распространять информацию для неограниченного числа потребителей. Кроме того, информация в Интернете жестко структурирована, ее подача и получение осуществляются в сжатой форме, которая предусматривает возможность осуществлять целенаправленный поиск необходимых информационных ресурсов.

Интернет явился принципиально новым информационным и коммуникационным ресурсом, поскольку для традиционных средств информации характерна однонаправленная коммуникационная модель. В рамках этой модели компания передает информационное ОГЛАВЛЕНИЕ потребителям, используя некоторую коммуникационную среду. Но обратная связь между потребителем и компанией отсутствует. Очевидно, что в рамках этой традиционной модели клиент вынужден играть весьма пассивную роль, поскольку его свобода выбора сведена к минимуму возможных ответных действий. Компьютерные информационные гиперсредства (КИГ) позволяют осуществлять такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при котором последние сами становятся активными поставщиками, в частности поставщиками информации о своих потребностях. Такой подход, отличный от пассивной, как бы "нисходящей" на потребителя модели маркетинга, получил у маркетологов название "grass-roots" (корни травы).

Новая технология предоставляет для малого, среднего и крупного бизнеса широчайший спектр возможностей в процессе осуществления маркетинга товаров и услуг на всех его стадиях: внедрение в новые сферы рынка, их завоевание и конкурентная борьба. Проведение маркетинговых исследований (включая изучение фирм- конкурентов, поставщиков и потенциальных клиентов), позиционирование товара (с помощью интерактивных анкет), работа с поставщиками, дилерами, продажа продукции, включая ее выбор клиентом по электронному каталогу, заказ и оплату с использованием встроенных механизмов заполнения бланка заказа, отправку заказа клиенту по почте или по сети (если продукция является программой или, например, коллекцией фотографий), – это не полный список действий, которые возможно осуществлять в Интернете в рамках маркетингового цикла. При наличии необходимого компьютерного оборудования и программного обеспечения Интернет предоставляет равные возможности для крупного, среднего и мелкого бизнеса в области маркетинга. Создание собственного web-сервера или виртуального магазина потребует от крупной компании и мелкого предпринимателя одинаковых (относительно невысоких) затрат, а то, насколько популярным и, следовательно, эффективным с точки зрения рекламы он окажется, будет зависеть уже от информационного наполнения и художественного оформления.

Особое развитие сейчас получает многоуровневый (multi level), или сетевой, маркетинг (MLM). При использовании данного маркетингового инструмента каждый покупатель определенного товара является одновременно его коммивояжером, он получает долю выручки не только от сделок, заключенных между ним и потребителем, но также от всех продаж, которые сделает новобранец и все люди, завербованные им. Сеть Интернет позволяет ускорять процесс получения информации и зарабатывать, не отходя от своего компьютера. В Интернете по принципу MLM торгуют не материальными объектами и даже не информацией, а вниманием клиентов. Путешествующий по сети при этом обязуется одновременно просматривать рекламные объявления, а в обмен за каждый час такой добровольной экзекуции получает определенную плату. Параллельно с просмотром объявлений пользователь может "ходить" на любые web-сайты – рекламные баннеры[1], занимающие сравнительно небольшую площадь экрана монитора.

Хотя первая реклама в Интернете появилась не очень давно, только в 1994 г., но эксперты утверждают, что именно реклама становится одним из основных источников финансирования Интернета. Экспансия рекламы в Интернете растет очень быстрыми темпами. Свои сайты в сети имеют практически все крупные компании, а также многие средние и мелкие. Пионерами в размещении рекламы в Интернете выступили такие компании, как Levi Strauss, Saturn и Colgare-Palmolive.

Основными участниками электронного рекламного рынка являются, во-первых, рекламодатели, во-вторых, поставщики рекламных площадей – популярные директории, поисковые системы, виртуальные торговые центры, электронные аналоги печатных изданий, развлекательные серверы, и, в-третьих, рекламные агентства, которые предлагают широкий спектр услуг, включая размещение рекламных материалов на популярных web-страницах (media buyers). Что касается рекламодателей, то их количество в Интернете продолжает расти.

Лидирующее положение среди рекламодателей в сети пока занимают компании, связанные с компьютерным бизнесом и высокими технологиями (на них приходится 58% web-серверов). Компании именно этой категории составили десятку крупнейших рекламодателей в Интернете (Microsoft, Apple, Netscape, Excite, Infoseek, IBM, Dell Computer и др.), которые обеспечили 28% всех вложений в электронную рекламу. Следует отметить, что многие из них одновременно являются и крупнейшими поставщиками "рекламных площадей" в сети. Следующую позицию занимают производители потребительских товаров (14%), затем идут компании, работающие в области телекоммуникаций (8%), автомобильной индустрии (4%), финансов (2%), и др. По и такие лидеры среди традиционных мировых рекламодателей, как General Motors, AT&T, Ford Motors, заявляют об ориентации на Интернет как об одной из важнейших частей своих долговременных рыночных стратегий. Так, например, благодаря Интернету компания Ford Motors осуществила переход на электронные методы ведения бизнеса. Компания может производить автомобили не на основе прогнозов маркетологов, а по прямым заказам, как Dell – компьютеры. Подобная перестройка потребовала больших усилий.

Интернет решительно меняет правила игры и требует коренного пересмотра традиционных способов ведения бизнеса: схем распределения (distribution) товара, организации работы внутри компании, взаимоотношений с поставщиками. Так, например, всего некоторое время назад консалтинговая компания Arthur Andersen, чтобы связать 60 тыс. своих сотрудников по всему миру, купила у компании Lotus Development 60 тыс. лицензий на программу электронной почты. Сейчас с этой задачей справится одна сеть Интернет.

Интернет становится нормой деловой жизни. Отказаться от прежнего опыта и подвергнуть ревизии свои взгляды на то, как следует вести бизнес, необычайно трудно, но иного пути у компаний нет. В целом реклама в Интернете выгодна прежде всего компаниям, чьи продукты и услуги рассчитаны на международную аудиторию. Однако в последнее время присутствие в сети становится насущно необходимым и является показателем того, что компания использует прогрессивные технологии для повышения качества работы с клиентом и собственной деловой активности. В связи с этим можно говорить об Интернете как об инструменте public relations, так как присутствие в сети способствует повышению имиджа компании в глазах потенциальных покупателей.

Активными участниками электронного рекламного рынка являются владельцы всевозможных баз данных, информационных центров, каталогов, программ поиска в Интернете. Бессистемно-анархическое развитие сети делает чрезвычайно ценными услуги по поиску нужной информации в электронной среде, превращает предоставление таких услуг в выгодный вид компьютерного рекламного бизнеса. Сегодня в Интернете помимо многочисленных специализированных баз данных деловой информации можно выделить популярные бизнес-директории, на которых расположены предметно-ориентированные каталоги ресурсов сети (Yellow Pages On Line, World Wide Yellow Pages, The Yahoo Index, Web Crawler, директория директорий AT&T и др.)• За один день к ним обращается в среднем около 1 млн человек из разных точек земного шара. С популярностью директорий в сети могут конкурировать только социальные сети и развлекательные серверы.

С точки зрения достижения целевой аудитории наибольшие возможности для размещения рекламы предоставляют поисковые системы в Интернете (Google, Yahoo, Infoseek, Excite, Web Crawler, Lycos и др.). Программы этих систем просматривают web-страницы на предмет наличия определенной информации и затем строят связи с ними.

Еще одним местом в сети, где рекламодатели могут разместить информацию о себе, своих продуктах и услугах, являются электронные торговые центрыshopping malls. Они строятся по тому же принципу, что и обычные торговые центры, имеющиеся во всех городах мира: с сервера shopping mall пользователь может легко попасть во всевозможные виртуальные магазины. "Киберпассажи", которые предполагают интерактивные средства общения с покупателем (включая заказ и оплату с использованием встроенных механизмов заполнения бланка заказа, авторизации кредитных карт, отправку заказа клиенту по почте или по сети) и основаны на мультимедиа, можно отнести к методу прямых продаж в Интернете. Система покупок через Интернет становится все более популярной. Для производителей создание электронного магазина также имеет преимущества:

• позволяет конкурировать на равных с крупными корпорациями;

• позволяет реализовывать свою продукцию по всему миру и при этом уменьшать производственные издержки;

• позволяет избавиться от многочисленных посредников;

• обеспечивает более высокий уровень сервиса для покупателей, так как магазин открыт для них круглосуточно, без выходных и перерывов;

• улучшает связи с общественностью и отношения внутри компании и др.

Например, интернет-заказы позволяют компаниям собирать именно те компьютеры, которые нужны клиентам. Создание электронного супермаркета Buy.com позволило продавать самые разные товары – от книг до компьютеров – но очень низким ценам. Супермаркет, живущий на доходы от рекламы, – в реальном мире такое невозможно себе представить, но в Интернете – это реальность.

Современные структуры маркетингового управления должны быть построены на базе внутрикорпоративных компьютерных систем, позволяющих объединить усилия ранее разобщенных подразделений (бизнес-единиц, бизнес-сегментов). Эти системы получили название "облачные вычисления" (от англ. cloud computing) – технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Термин "облако" используется в переносном смысле, как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 г., облачная обработка данных – это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т.д. Особенности облачного мышления связаны с виртуальностью проектов и компьютерной инфраструктуры.

В целом Интернет как новая территория бизнеса оставляет широкий простор для творческого подхода к вопросу о том, на чем именно зарабатывать деньги – на подписке, отчислениях от сделки и комиссионных за посредничество или просто на прямых продажах через Интернет, который позволяет существенно снизить их себестоимость, поскольку уже нет необходимости арендовать большие торговые площади, приобретать инвентарь, платить зарплату многочисленному персоналу.

Еще одним важным преимуществом интернет-коммерции по сравнению с традиционной является то, что в реальном мире найти магазин, в котором нужный вам в данный момент товар стоит дешевле всего, весьма непросто, а в Интернете такое возможно.

Чтобы составить представление о продукции и ценах на нее у разных производителей, нужно объехать не один десяток компаний. Маркетинг реального мира учитывает тот очевидный факт, что человек не может раздвоиться, поэтому товары и услуги ему фактически навязываются в определенных точках пространства-времени (в магазинах, на ярмарках, рынках и т.д.). Такой способ продвижения товаров по-английски называется push (толкать). Интернет уничтожил все эти барьеры – фактор времени и расстояния больше не играет никакой роли. В виртуальном мире все магазины открыты 24 часа в сутки и один находится от другого в пяти секундах при одном щелчке компьютерной мышкой. Ни о каком push-маркетинге в таком мире не может быть и речи, формируется новый тип pull-маркетинг (тянуть). В этом случае потребителю уже не "толкают" товар, а ненавязчиво провоцируют его на покупки, предоставляя ему богатый выбор и учитывая его индивидуальные вкусы.

В условиях развития интернет-коммерции компания сможет позволить себе больше тратить на сервис, так как сами затраты па ведение бизнеса в Интернете меньше. Интернет-маркетинг основан на интеллектуальном программном обеспечении. Умный софт помогает таким компаниям, как Netscape и Dell проводить дистанционную диагностику компьютеров клиентов, выявлять поломки и устранять их через сеть – все это без вмешательства технического персонала. Умный софт сервисного центра Hewlett Packard (HP) узнает обратившегося за помощью клиента и адресует его к специалисту, способному быстро решить его проблему.

Одна из проблем интернет-коммерции – это деятельность предприятий малого бизнеса, которые в большинстве своем играют роль торговых посредников. Но по оценкам специалистов, она открывает перед ними новые возможности.

Помимо мультимедийных возможностей сети, компании используют для рекламы и другие технологии, такие как, например, группы новостей, списки рассылки и т.п. В связи с этим необходимо отметить, что специалисты отмечают много общего между direct mail/direct marketing и рекламой в Интернете, рассматривая процесс развития средств и методов рекламы в эпоху "электронной коммерции" как процесс развития direct mail/direct marketing. В первую очередь в обоих случаях реклама основана на предоставлении потенциальным клиентам информации (о компании, ее продукции, услугах и т.п.), при этом между потребителем и компанией существует обратная связь (сегодня в Интернете можно увидеть электронные версии возвратных купонов, используемых в direct mail для предоставления клиенту возможности либо непосредственно сделать заказ, либо обратиться за дополнительной информацией). Здесь можно говорить о концепции взаимоориентированного маркетинга (маркетинга взаимоотношений, взаимодействия), при котором призыв купить товар отодвигается на второй план, а на первое место ставится задача передать потенциальному клиенту и по возможности получить от него информацию, представляющую самостоятельную ценность и являющуюся залогом успеха любой маркетинговой стратегии, разумеется, если продаваемый товар или услуга отвечают требуемому уровню качества и обладают необходимым набором потребительских свойств. Другим объединяющим принципом является "целевой" принцип рассылки материалов, который предполагает предварительное сегментирование рынка, выявление целевой аудитории и затем составление с ее учетом адресной базы. В Интернете эта аудитория легко доступна при наличии таких средств, как Usenet с иерархиями групп новостей и списков рассылки (аналогов баз данных прямой почтовой рассылки).

Рекламные агентства (например, Apollo Advertising, Interactive Yellow Pages) также становятся активными участниками нового, бурно развивающегося рекламного рынка Интернета, что обусловлено потребностями этого рынка и его потенциальной способностью приносить прибыль.

На рынке предоставления рекламных услуг в сети конкурируют три основных сегмента: рекламный отдел (отдел маркетинга) компании, рекламные агентства и сами провайдеры, или владельцы web-узлов. Говоря о внутренних рекламных службах, следует упомянуть о появлении новых подразделений в структуре крупных компаний, активно использующих Интернет в качестве инструментов маркетинга, которые получили название отделов интерактивной связи. В состав такого отдела входят представители производственных подразделений, финансового отдела, отделов по связям с дилерами и общественностью, рекламного отдела.

Свидетельством активности рекламных агентств на новом рынке стало появление многочисленных агентов- посредников, перепродающих рекламные площади на популярных web-страницах. По мнению американских экспертов, уже сегодня можно говорить о формировании индустрии профессиональных рекламных услуг в Интернете. Ряд агентств (некоторые из них непосредственно присутствуют в сети) предлагают заказчику полный их набор – от разработки дизайна и макета web-страницы, включая создание аудио- и видеосопровождения, до подготовки оптимального плана проведения рекламно-информационных мероприятий в сети.

Не стоит забывать и о другой "вовлеченной" в проблему стороне – стремительно возрастающей мировой аудитории пользователей сети Интернет, которая оказывает самое непосредственное влияние на формирование электронного рекламного рынка.

Если освоить приемы электронной рекламы не представляет особой сложности, то чтобы разработать эффективный план рекламно-информационных мероприятий и наилучшим образом представить товары и услуги компании в Интернете необходимо прежде всего иметь четкие представления о потребностях ее пользователей, их количестве, демографических, географических, поведенческих и других характеристиках. Отличие сети Интернет от традиционных СМИ и ее парадокс заключается в том, что она имеет наиболее неопределенную аудиторию. Именно недостаток достоверной стандартизированной информации о составе пользователей Интернета является сегодня основной проблемой, с которой сталкиваются все, кто осуществляет маркетинговую и рекламную деятельность в глобальной информационной сети. О пользователях Интернета известно очень мало, и даже невозможно более или менее точно определить их число. С развитием новых систем программного обеспечения эта проблема начата решаться.

Оценивая влияние демографических характеристик, важно отметить следующие тенденции. Во-первых, в интернет-сообщество активно вливаются представительницы прекрасной половины человечества – на сегодня женщины составляют 42% пользователей сети. Этот факт следует учитывать маркетологам, так как женщины часто играют ведущую роль в принятии решения о покупке, к тому же они более подвержены воздействию рекламы.

Во-вторых, аудитория Интернета является достаточно молодой: средний возраст киберпутешественников – 35 лет, при этом большую часть составляют люди от 18 до 24 лет. Можно предположить, что верхняя граница будет постепенно подниматься, так как аудитория будет взрослеть вместе с самой сетью.

В-третьих, среди пользователей Интернета увеличивается число людей, не связанных по роду деятельности с компьютерными технологиями, и все больше абонентов имеют доступ к Сети с мобильных телефонов. Дальнейшее развитие Интернета связано с широким распространением простых и понятных любому пользователю устройств для доступа в сеть. Персональный компьютер для многих сложен и дорог в эксплуатации. В настоящее время широкое распространение получил мобильный телефон (другие его модификации), нет- и ноутбуки. Бурное развитие мобильного Интернета стало главной тенденцией последних лет.

В свое время в США, Канаде и Японии была запущена технология WebTV, которая превращала телевизор в средство доступа к Интернету с помощью небольшой недорогой приставки, так что любая домохозяйка, взяв в руки телевизионный пульт, может теперь приобщиться к Интернету. После этого число ТВ-интернетчиков в этих странах перевалило за миллион, причем в США, например, у 71% пользователей WebTV не было компьютеров, а 54% до этого никогда не пользовались Интернетом. Проекты WebTV- сервиса с 1999 г. действуют в Германии, Англии и Польше и других развитых странах. В 2000 г. фирма "Анкей" внедрила WebTV в России (в Москве).

В-четвертых, аудиторию Интернета составляют люди с достаточно высоким уровнем доходов, относящиеся, по шкале американских маркетологов, к верхнему среднему классу. Таким образом, учитывая бурное развитие компьютерных технологий и программного обеспечения, которое ведет к снижению цен на услуги интернет-провайдеров и делает более легким использование сети Интернет, можно сказать, что в будущем будет происходить не только расширение аудитории Интернета, но и ее "демократизация": сеть станет общедоступным обыденным инструментом для развлечений, общения, учебы, лечения, профессиональной деятельности, осуществления покупок и т.п.

Разработка новых программ позволяет сегодня владельцам web-серверов не только вести подсчет посетителей (что важно для оценки эффективности рекламы), но и собирать о них необходимую маркетинговую информацию. Установленное на сервере специальное программное обеспечение отслеживает, сколько человек посетило домашнюю страницу, откуда пользователь попал на нее (с другого корпоративного сервера, с поисковой системы и т.д.), сколько времени он провел на сервере, какие разделы просматривал и как долго, какой процент составляют новые и старые клиенты. С точки зрения оптимизации информационного наполнения сервера в соответствии с потребностями пользователей особенную ценность представляют сведения об их демографических показателях. Чтобы получить эти сведения, популярные серверы предлагают своим клиентам перед доступом к его ресурсам заполнить регистрационную форму, содержащую общую демографическую информацию: возраст, интересы, доход, семья и т.п. Однако более удачной оказалась существующая на некоторых серверах практика стимулирования заполнения регистрационных форм с их последующим участием в розыгрышах призов и лотереях. Отслеживание информации по посетителям сервера позволяет не только оценить эффективность ссылок компании на других серверах, но также реализовать так называемую технологию динамического размещения рекламных объявлений. Эта новая технология позволяет предлагать каждому посетителю web-узла персональный комплект рекламных объявлений, сформированный в результате отслеживания его обычных маршрутов путешествий. Другими словами, при входе пользователя на сервер на обычно посещаемые им страницы "вывешивается" комплект рекламы, предназначенный специально для него.

Таким образом, можно говорить о том, что реклама в Интернете является адресной, что обусловливает ее ненавязчивость и демократичность подачи, соответствие потребностям конкретного пользователя, а значит, обеспечивает наиболее эффективный результат.

Основным фактором, определяющим дальнейшее развитие рекламного рынка в Интернете, является усовершенствование и разработка программного обеспечения и коммуникационных технологий. Уже сегодня в США разрабатывается концепция информационной супермагистрали – Information Superhighway, которая позволит Интернету по линиям кабельного телевидения "войти" в каждый дом. При помощи обычного телевизионного пульта пользователи смогут перемещаться по киберпространству, просматривая web-страницы и заглядывая в виртуальные магазины, принимать участие в телеконференциях, общаться в реальном времени с другими абонентами.

Сегодня уже происходит слияние Интернета с традиционными СМИ и элементами комплекса маркетинговых коммуникаций, которое расширяет аудиторию глобальной сети, делает ее использование простым и доступным для любого человека.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что рекламный рынок в Интернете еще окончательно не сложился. Серьезным препятствием для эффективной рекламной деятельности в сети является отсутствие в ней устоявшихся традиций, которые только формируются.

Виртуальный рынок лишает потребителей возможности "потрогать" товар, в какой-то степени насладиться самим процессом покупки. Каждый потребитель знает, в каких журналах можно найти рекламу и информацию о новых автомобилях, в каких – о парфюмерии, компьютерах и т.п. Кроме того, традиционные СМИ в последний год начали сами быстро осваивать сеть (через электронную версию в Интернете). Жителям любого города известно, на каких улицах расположены дорогие магазины, на каких – second hand. Инфраструктура Сети пока еще не устоялась, однако можно предположить, что уже в ближайшем будущем рекламные площади на web-серверах разделятся на дешевые и дорогие. Среди электронных газет и журналов уже выделяются более и менее авторитетные. Бурное развитие блогов и социальных сетей позволяет реальной жизни подчинять себе киберпространство.

Возможно, в связи с быстрым расширением международной аудитории абонентов Интернета, электронная реклама перестанет быть исключительно "англоговорящей". Пока нельзя говорить и о сформировавшейся ценовой политике на рекламном рынке Интернета. И хотя сегодня реклама в сети обходится сравнительно недорого, можно предположить, что в результате превращения Интернета в общедоступное СМИ стоимость рекламных услуг в Сети будет возрастать.

Таким образом, постепенно дополняя и заменяя традиционные СМИ, Интернет становится новым эффективным и достаточно дешевым каналом для осуществления компаниями своей рекламной деятельности. И хотя в настоящее время рекламный рынок в Интернете находится в стадии формирования (обработка рекламных технологий, применительно к Интернету, потребует определенного времени и пока вторжение рекламы в мировую информационную паутину носит, в основном, экспериментальный характер), можно утверждать, что уже в самом ближайшем будущем

Интернет займет ведущее положение в информационной и коммуникационной областях во всем мире, что будет способствовать его превращению в один из основных каналов распространения рекламы. В то же время, как бы ни менялась сама реклама, ее будущее неразрывно связано с Интернетом. Реклама – это глобальный, всеобъемлющий поток целенаправленной информации. Однако в начале второго десятилетия XXI в. наиболее действенным средством общения с потенциальными потребителями остается привычная для всех нас традиционная реклама.