Исполнительные органы власти

Правительство олицетворяет исполнительную (административную, от лат. - управлять, служить для чего-либо) власть, которая, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной.

Функции субъекта исполнительной власти в лице правительства конкретны и предметны, что отличает ее от законодательной. Правительство имеет большие возможности, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т.п. Оно осуществляет управление текущими делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в разных странах называются по-разному: правительство - в России, Чехии: кабинет - в Японии, на Украине; государственный совет - в Китае; федеральный совет - в Швейцарии и т.п.

В некоторых странах правительства как такового нет. Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а кабинет, объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает, а только их обсуждает. В этом случае министры являются советниками президента по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства характерно для президентских форм правления.

В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров служит связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному па месте) должностному лицу - губернатору, префекту.

Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

Судебная власть

Поскольку в обществе существуют различные интересы, то они имеют свойство сталкиваться. В целях разрешения этих конфликтов и споров были учреждены суды. Они (и никто, кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве.

При осуществлении правосудия одним из главных требований к деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой па глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.

Суды независимы, что означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной власти. Например, девиз Верховного суда США такой: "Равное правосудие в рамках закона".

Каждая страна создала свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура.

Так, судебная система Франции состоит из обычных судов, которые разбирают гражданские и уголовные дела, и административных судов, занимающихся делами, связанными с деятельностью государственных органов, должностных лиц. На вершине судебной системы Франции находится Кассационный (Верховный) суд. Ему принадлежит верховенство в вопросах толкования гражданского и уголовного права. Кассационный (Верховный) суд разделен на пять коллегий, разбирающих дела в области семейного, торгового, социального, уголовного права и права собственности. В каждой коллегии - 15 судей во главе с председателем. Верховный суд не наделен правом пересмотра дел, он может лишь признать решение недействительным и направить дело па повое рассмотрение в другой суд.

Несмотря на национальные особенности, судебные системы разных стран используют одни и те же принципы в своей деятельности:

o самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции;

o равенства всех перед законом и судом;

o гласности судопроизводства;

o состязательности судопроизводства;

o презумпции невиновности;

o права обвиняемого на защиту и т.п.

Среди правоохранительных органов наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме того, органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.