Исполнительная и судебная власти Испании

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство. Оно формируется по результатам парламентских выборов. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту дня утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в парламенте. Как правило, в качестве кандидата на пост премьер-министра предлагается лидер партии, победившей на выборах.

После утверждения премьер-министра парламентом король по представлению последнего назначает министров.

Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако в отличие от других парламентских монархий, где монарх и премьер-министр являются политическими лидерами страны (Великобритания) либо премьер-министр фактически обладает большей властью, чем король (Швеция), в Испании премьер-министр – второй политический лидер и находится "в тени" короля.

В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра. Однако, если в ФРГ вынесение вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание

канцлером лица, указанного в вотуме, в Испании эта процедура проходит иначе.

Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку.

Если правительство не согласится с вотумом недоверия, по его инициативе король распускает парламент (одну или обе палаты) и назначает новые выборы.

Судебную систему Испании составляют:

– мировые суды;

– муниципальные суды;

– суды первой инстанции округов;

– провинциальные суды;

– высокие суды автономных сообществ;

– национальный высокий суд;

– высокий суд;

– верховный суд.

Верховный суд – высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат:

– по гражданским делам;

– уголовным делам;

– административным делам;

– трудовым делам;

– социальным делам;

– делам о воинских преступлениях.

Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти, возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на пять лет.

Вопросы конституционной юстиции в Испании решает Конституционный суд, имеющий давние традиции. Он состоит из 12 судей, назначаемых королем на девять лет. Из них:

– четырех судей предлагает Конгресс депутатов;

– четырех – Сенат;

– двух – правительство;

– двух – Генеральный совет судебной власти.

Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

Особенности территориальной организации страны

Испания – многонациональная и многоязычная стран. Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Данная особенность предопределила форму национально-территориального устройства.

Согласно Конституции 1978 г. Испания – унитарное децентрализованное государство. Это означает, что Испания – не федерация, а единое государство, но се административно-территориальные единицы самого верхнего уровня автономны.

Административно-территориальными единицами Испании являются:

– 17 автономных сообществ (высший уровень), имеют компактную территорию, общую историю и культуру;

– 50 провинций, на которые делятся автономные сообщества;

– муниципалитеты.

Автономные сообщества имеют свои органы управления, финансовую самостоятельность, но не могут приобрести государственного статуса или выйти из состава Испании.

Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют неодинаковый статус. Автономия может быть:

– общей (обладает большинство сообществ);

– специальной;

– полной.

Полную автономию (высший уровень, при котором региону принадлежат все права, кроме некоторых, переданных Испании) имеют страна Басков, Каталония, Гасилия и Андалузия.

Специальной автономией пользуются Наварра, Канарские острова, города Сеута и Мелилья.

Несмотря на то что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющих разный уровень автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами; автономиям запрещено устанавливать внутренние таможни.

Автономии делятся на провинции, которые также имеют свои органы управления. Однако следует обратить внимание на одну деталь: выборы в "территориальную" палату парламента – Сенат – происходят не от 17 автономных сообществ, а от 50 провинций – территориальных единиц второго уровня.

Регулирование правового статуса и порядок изменения конституции

Конституция Испании I978 г. подробно регламентирует правовой статус личности и закрепляет основополагающие личные права (на жизнь, свободу и т.д.), а также политические и социальные, многие из которых не признавались или не соблюдались при режиме Франко.

К особенностям регулирования правового статуса личности испанской конституцией можно отнести:

– возможность ограничения большого количества прав и свобод в случае чрезвычайных обстоятельств;

– наличие большого числа обязанностей;

– объявление труда обязанностью испанцев.

Конституция Испании относится к числу "жестких". Предусмотрен сложный порядок ее изменения:

– все положения конституции, кроме основ конституционного строя, прав и свобод и положений о короле, изменяются 3,5 голоса депутатов каждой из палат парламента либо 2/3 голосов "нижней" палаты – Конгресса депутатов и абсолютным (более 1/2) большинством голосов "верхней" палаты – Сената; по требованию 1/10 депутатов одной из палат может быть проведен референдум по этим изменениям;

– важнейшие положения конституции – основы конституционного строя, права и свободы человека, статус монархии – изменяются в особо сложном порядке; сначала изменения важнейших положений принимаются 2/3 голосов депутатов каждой из палат Генеральных кортесов, затем Генеральные кортесы распускаются и проводятся новые выборы; вновь избранные Генеральные кортесы должны снова одобрить эти изменения опять 2/3 голосов членов каждой из палат, после чего дважды принятые поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное обсуждение – референдум.