Испанский героический эпос: "Песнь о Сиде"

"Песнь о Сиде", произведение испанского героического эпоса, значительно отличается от образцов жанра, созданных в Средние века в других европейских странах. Это наиболее исторически достоверная и демократическая из эпических поэм эпохи. Ее герой – лицо историческое, в ней изображены исторические события, хорошо известные по другим источникам, и изображены они в духе верности действительности, их какое бы то ни было мифологическое истолкование в "Песне о Сиде" отсутствует. Поэму отличает демократический пафос, проявляющийся и в трактовке главного героя, и в изображении побед. Специфика произведения обусловлена временем его создания, особенностями исторического развития страны и эволюцией жанра.

"Песнь о Сиде" была впервые опубликована в 1779 г. Ее единственная сохранившаяся средневековая рукопись датируется 1307 г. Поэма сложилась, видимо, около 1140 г., всего лишь через полвека после смерти исторического Сида, и это было одной из причин того, что народные испанские певцы – хугляры смогли сохранить большую точность в изображении событий.

В основу поэмы положены события Реконкисты – отвоевания у мавров исконных испанских земель. Еще в начале VIII в. арабские племена под предводительством эмира Альтариха (в его честь получил название пролив Гибралтар) вторглись на Пиринейский полуостров и легко завоевали его, поскольку народы, населявшие территорию современной Испании, переживали период феодальных междоусобиц. В 718 г. в битве при Коваданге испанцы впервые одержали победу над арабами. Начался трудный и длительный период отвоевания страны. Он продолжался до конца XV в. и закончился в 1492 г. падением Гранадского халифата – последнего арабского государства на территории Пиринейского полуострова.

Расцвет Реконкисты приходится на XI–XIII вв. К XI в. относится и деятельность ее самого знаменитого и удачливого деятеля, воспетого хуглярами как Сид. Исторический Сид носил имя Родриго (Руй) Диас де Бивар, он родился приблизительно в 1043 г. и умер в 1099 г. Прозвище "Сид" (от искаженного арабского "сайд" – господин) он получил от мавров, которым он одно время после изгнания из Кастилии служил и с которыми затем успешно воевал. Самым знаменитым достижением Родриго Диаса де Бивара в деле Реконкисты была победа над войском альморавидов, которое прибыло из северной Африки на помощь эмиру Севильи. В 1094 г. 3000 всадников Сида разгромили 150-тысячную армию альморавидов. Этот и другие подвиги снискали Сиду любовь народа, песни о нем слагались еще при жизни героя, а в поэме он недаром назван "мой Сид".

"Песнь о Сиде" насчитывает около 3700 стихов и состоит из трех частей. В первой, которая носит название "Песнь об изгнании", повествуется о том, как король Кастилии Альфонсо, поссорившись с Сидом, изгнал его за пределы своей страны. Герой, покидая Кастилию, озабочен тем, что должен заплатить дружине, решившейся уйти вместе с ним в изгнание. Проезжая через Бургос, Сид вступает в сделку с двумя ростовщиками-евреями. Он берет у них взаймы большую сумму денег под залог двух тяжелых сундуков, якобы с серебром, но на самом деле набитых камнями. Отправившись в земли, занятые маврами, Сид успешно воюет с ними. После каждой победы он отправляет королю Альфонсо положенную сеньору часть добычи и просит о той или иной милости. После первого дара в 30 коней король прощает соратников героя и разрешает всем желающим присоединиться к его войску.

Вторая часть поэмы, "Песнь о свадьбе", продолжает рассказ о военных подвигах Сида. Проведя три года в стране мавров, он осадил и взял крупный город Валенсию. После того, как Сид отправляет Альфонсо 100 коней, он отпускает к нему его жену донью Химену и дочек, которые до этого жили в монастыре в Кастилии, и возвращает его сподвижникам все, что ранее у них отобрал. Центральный эпизод этой части и всей "Песни о Сиде" – битва героя с войском марокканского короля Юсуфа, который пытается отвоевать Валенсию. Этот эпизод основан на победе исторического Сида над альморавидами. Однако хугляры, видимо, опасались, что слушатели не поверят в победу испанцев над столь превосходящими силами противника, и изменили соотношение сил в пользу мавров. В поэме войско Сида, насчитывающее "без трех десятков сорок сотен", наносит поражение 50-тысячной армии Юсуфа. Гиперболизация, столь часто встречающаяся в более ранних памятниках героического эпоса при описании подвигов героя, сменяется стремлением к жизнеподобию и убедительности.

После этой победы Сид шлет королю 200 коней, и Альфонсо решает, наконец, с ним встретиться, причем в знак особого расположения предлагает самому герою выбрать место встречи. Слава об успехах и, что особенно важно, богатстве Сида к той поре облетела всю Кастилию. Знатные графы Каррионские (лица, реально жившие в то время) решают жениться на его дочерях. Поскольку сватом от их лица выступает сам король, Сид не может ему отказать, хотя идея такого замужества его дочерей ему и претит. Помирившись с королем, герой возвращается в Валенсию. После заключения браков графы (инфанты) Каррионские два года живут в семье героя "в холе и чести". Однако постепенно соратникам Сида становится ясно, что они трусоваты.

Трусость инфантов Каррионских становится причиной событий, описанных в третьей части поэмы – "Песнь о Корпес". При дворце Сида, как было принято в то время, имелся зверинец. Однажды ночью лев вырвался из клетки; прежде, чем Сид его туда вернул, графы успели убежать и спрятаться, тем самым покрыв себя позором и став предметом насмешек. Затаив злобу, они решают отомстить Сиду через его дочерей. Под предлогом того, что они хотят показать жен своей родне, они просят у Сида разрешения уехать в Кастилию. По дороге на родину в лесу Корпес инфанты избивают молодых женщин и оставляют их на расправу диким зверям, привязав к деревьям. От гибели дочерей Сида спасает их двоюродный брат, посланный их отцом.

Сид отправляется к королю и настаивает на созыве парламента – кортесов. В кортесах он требует, чтобы графы Каррионские возместили ему материальный ущерб, вернув приданое и подарки. И лишь после того, как кортесы выносят решение в его пользу, Сид требует возместить ущерб, нанесенный предательством инфантов его рыцарской чести. Вопрос о чести разрешается путем поединка, в котором участвуют графы и один из их родственников и три бойца со стороны Сида. Победу одерживают соратники героя, поэма завершается рассказом о том, что дочери Сида выходят замуж за королей Наварры и Арагона.

"Песнь о Сиде" во многом похожа на классический образец жанра героического эпоса, такой, как "Песнь о Роланде". Как и во французской поэме, объединяющей эпизоды гибели Роланда и борьбы Карла с Балиганом, в ней легко выделяются две сюжетные линии – рассказ о взаимоотношениях Сида и Альфонсо, имеющий иод собой документальную основу, и новеллистическая история о двух замужествах дочерей героя.

В обеих поэмах действующие лица явственно делятся на "своих" и "чужих", причем в роли "чужих" выступают иноверцы-мавры; в обеих – героя окружают верные соратники, в обеих – имеются фигуры королей, хотя трактовка их образов существенно разнится. Карл – воплощение государственной мудрости, Альфонсо – король, которому герой подчиняется в силу вассального долга, король "по должности", а не в силу своих человеческих качеств.

Сближает поэмы и религиозная идея борьбы с неверными, ярко воплощенная в образах воинствующих епископов Тур- пена и Жерома. И герои "Песни о Роланде", и герои "Песни о Сиде" сражаются за короля и веру, оба произведения отмечены патриотическим пафосом. Сходство между "Песней о Роланде" и "Песней о Сиде", замеченное давно, привело исследователей конца XIX в. к мысли о том, что испанская поэма возникла как подражание французской. Современная паука отказалась от этой точки зрения, объясняя близкие черты поэм их принадлежностью к одному жанру и тем, что они возникли в сходных условиях формирования государственности в борьбе с внешними врагами.

Однако испанский эпос во многом и отличается от эпоса французского. В этом отношении в "Песне о Сиде" прежде всего бросается в глаза отсутствие трагического элемента, выраженного в "Песне о Роланде" через гибель героя, Сид из всех конфликтов выходит победителем, поэма о нем – это поэма удачи, поэма победы. Оптимистический настрой "Песни о Сиде" отразил веру испанского народа в свою конечную победу над арабскими завоевателями.

В кругу других произведений жанра, созданных в разных странах, испанский эпос отличается и широтой охвата действительности. "Песнь о Сиде" не ограничивается изображением батальных сцен, мы найдем в ней и картины городского быта, например, когда герой проезжает через Бургос, жителям которого под страхом смертной казни запрещено общаться с изгнанником. Через эпизод обращения Сида к кортесам здесь представлена и политическая жизнь Испании. Заметное место в поэме принадлежит семейным эпизодам. Герой охарактеризован не только как витязь и военачальник, но и как муж и отец. Уезжая из Кастилии, Сид трогательно прощается с женой доньей Хименой, которая вместе с дочками остается в монастыре. После их приезда в Валенсию, герой приглашает членов своей семьи на крепостную стену, чтобы, наблюдая за сражением, они увидели, как он заботится о будущем дочерей, завоевывая для них приданое. Разумно-настороженно ведет себя Сид и по отношению к знатным женихам, а затем мужьям дочерей. Также стоит отметить, что в "Песне о Сиде", в отличие от "Песни о Роланде" и других национальных эпосов, абсолютно отсутствует элемент чудесного. "Песнь о Сиде" – поздний эпос, на который заметное влияние оказала литература городского сословия (см. ниже). Поэтому Сид – эпический герой, обладает не только доблестью, силой и храбростью, но ему не чужды и хитрость, и умение удачно провести сделку (вспомним хотя бы, как он обходится с ростовщиками).

Своеобразно трактуется в "Песне о Сиде" и само понятие героизма. Еще раз подчеркнем, что героизм здесь не трагический, а победный. В отличие от других эпических поэм, испанская "Песнь" прославляет не столько индивидуальный героизм, сколько коллективное деяние. Мы не найдем в ней описания индивидуальных поединков (за исключением судебного). Исход сражений в "Песне о Сиде" решают не единоборства отдельных рыцарей, как в "Песне о Роланде", а действия народных масс и хорошо продуманная тактика военачальника. Перед битвой с Юсуфом Сид, "бородою славный", организует свое войско в отряды, ставит над каждым командира и объясняет им их задачи.

Многое в "Песне о Сиде" трактуется в народном духе. Это касается как образа главного героя, так и изображения реалий средневековой жизни. Образ Сида в поэме демократизирован, вопреки исторической правде он представлен как инфансон, т.е. представитель незнатного дворянства. В нем подчеркнуты качества, ценимые народом: Сид – рачительный хозяин, заботящийся о благосостоянии своей семьи, богатство для него даже важнее, чем рыцарская честь, недаром он сначала требует, чтобы графы Каррионские вернули ему приданое дочерей и подарки, и лишь потом вспоминает об ущербе, нанесенном его чести.

По-особому изображены в испанской поэме и такие заимствованные из реальной средневековой жизни мотивы, как взаимоотношения вассалов и сеньора и отношение к религии. "Песнь о Сиде" так же как "Песнь о Роланде" прославляет вассальную верность и преданность, прежде всего по отношению к королю. Сид сохраняет верность Альфонсо несмотря на то, что тот изгнал его из страны.

Мотив вассальной верности традиционен для средневекового героического эпоса, поскольку в то время в короле народ видел единственную защиту от внешних врагов и притеснений феодалов внутри страны. Любопытно, однако, в какой форме эта верность выражается. Для Роланда и его побратимов служба вассала своему сеньору – высокий нравственный долг: ради короля, символизирующего для них милую Францию, они готовы пролить кровь и отдать жизнь. Верность Сида королю Альфонсо получает материальное выражение, свой долг вассала он отдает, посылая королю богатые дары.

Материальный аспект важен и во взаимоотношениях Сида и церкви. По сравнению с "Песнью о Роланде" религиозный мотив в испанской поэме ослаблен. Борьба Сида с маврами – это не столько крестовый поход против язычников, сколько стремление отвоевать родную землю (и к тому же улучшить собственное благосостояние!). Недаром герой обещает епископу дону Жероме богатые дары в случае победы над Юсуфом. Религиозность воинов в "Сиде" носит менее экзальтированный и более приземленный характер, чем в "Роланде".

В целом можно сказать, что народный взгляд на мир в "Песни о Сиде" преобладает над рыцарско-героическим и религиозным. Это обусловлено той ролью, которую испанский народ играл в жизни своей страны в Средние века. Именно народ был наиболее активным и последовательным участником Реконкисты, дворяне нередко в корыстных интересах переходили па сторону мавров. Исторические условия предопределили ту роль, которую демократические слои населения играли во всех сферах испанской жизни. Здесь, например, существовал слой "демократического" рыцарства, поскольку в Испании всякий человек, севший на коня, чтобы воевать с арабами, становился дворянином. Земли, вновь обретенные в ходе Реконкисты, нужно было заселять и обрабатывать. Крестьяне, селившиеся в них, организовывали вольные общины – "бегегри", которые имели много привилегий. Представители бегегри уже с XIII в. заседали в парламенте, где еще раньше появились депутаты от городов. Сословное деление общества в Испании, таким образом, имело многие особенности, что и предопределило его некий, разумеется, весьма ограниченный, демократизм, который, в свою очередь, обусловил устойчивость народного элемента в испанском героическом эпосе.

"Песнь о Сиде", поместившая героическое деяние в исторический контекст и представившее его в жизнеподобных и исторически обусловленных формах, представляет собой последний этап в развитии западноевропейского героического эпоса. Путь от мифа к истории был завершен.

В течение долгого времени считалось, что "Песнь о Сиде" – единственное сохранившееся произведение испанского героического эпоса. Затем, однако, на основе ритмизированных фрагментов хроник удалось восстановить около полутора десятков эпических произведений, повествующих о различных событиях в жизни средневековой Испании. Эпические поэмы, вероятно, пользовались большой популярностью, однако с течением времени слушателей перестала удовлетворять их объективность, отсутствие лирического элемента и психологизма. Наиболее увлекательные фрагменты стали отделяться от поэм и превращаться в романсы, в которых особое внимание уделялось изображению чувств героев, их переживаний в наиболее драматические моменты жизни. Первоначально слово "романс" означало, что произведение написано на народном языке. Ныне, говоря об испанском романсе, имеют в виду короткую лиро-эпическую поэму "с произвольным количеством шестнадцатисложных стихов, связанных ассонансами и разбитых на восьмисложные полустишия"[1].

Романсы появились в XIV в. и были посвящены событиям Реконкисты. Создавались они неизвестными певцами и бытовали в устной традиции. Первый сборник "Романсеро" был опубликован в 1551 г., вошедшие в него произведения получили название "старых романсов". Позднее к этому жанру обратились многие знаменитые испанские поэты, включая Лопе де Вегу, Луиса Гонгору и Сервантеса. Романсы в Испании продолжали создавать вплоть до XVIII в., а романсный стих в испаноязычных странах распространен и до сих пор.

К самым старым романсам относят произведения, посвященные знаменитым эпическим героям. Это романсы о короле Родриго, Бернардо дель Карпио, инфантах Лары, Фернандо Гонсалесе и Сиде. Их принято называть историческими, ибо многие из героев этих романсов известны по документальным источникам. Так, например, Родриго – последний в Испании вестготский король, чьи войска потерпели поражение от арабов в 711 г. Обстоятельства захвата Пиринейского полуострова маврами получают в романсах об этом короле романтическую окраску. Первый из романсов этого цикла повествует о том, как дон Родриго попадает в заколдованный замок в Толедо и находит в нем надпись на стене, гласящую, что "тот, кто проникнет в это зданье, / Тот погубит край родной". Стяги, хранящиеся в сундуке, разъясняют смысл этого пророчества, ибо на них изображены огромные полчища вооруженных мавров.

Особенно характерно для царящей в романсах "логики страстей" то, как они объясняют поражение, которое Родриго потерпел от мавров. Дело оказывается в том, что король соблазнил, а потом бросил красавицу Ла Каву, дочь графа Хулиана, наместника Сеуты и Танжера. О начале королевской любви повествует поэтический романс "Как король дон Родриго влюбился в Ла Каву, когда она мыла волосы в роднике". Образ золотоволосой красавицы, склонившейся над хрустально чистой водой ручья, безусловно связан с традициями народной поэзии. О том, как король добился взаимности гостившей при его дворе Ла Кавы, а затем охладел к ней, рассказывают романсы "Король и Ла Кава" и "Ла Кава оплакивает свой позор". Отец девушки, узнав о ее бесчестье, решает отомстить королю. Он вступает в сговор с арабами, и с его помощью они одерживают победу в решающей битве с испанскими войсками.

К историческим относятся и романсы об Фернане Гонсалесе (921?–970). Известно, что он основал сильное Кастильское графство и вошел в легенду как славный воин. В Средние века в Испании существовала эпическая поэма об этом герое, до нас не дошедшая. К ней восходят романсы о Фернане Гонсалесе, в которых изображены самые яркие события его жизни. Так, например, когда герой оказывается в плену у короля Леона, его верная жена донья Санча добивается свидания с мужем и меняется с ним одеждой, что позволяет Фернану бежать. Король же, потрясенный силой любви Санчи к мужу, отпускает на волю и ее.

Иногда в основе романсов лежит легенда не об историческом лице, а о событии. Так, не сохранилось никаких документальных сведений о Бернардо дель Карпио, которого романсы воспевают как могучего воина, противостоявшего французской армии Карла Великого. Именно от его руки якобы нал в Ронсевальском ущелье Роланд. Однако и в случае с Бернардо авторов романсов интересует не столько воинская доблесть героя, сколько драматические эпизоды его судьбы.

Бернардо – незаконнорожденный сын доньи Химены, сестры короля Альфонсо II Чистого, и Дона Санчо, графа де Салданья. Узнав об их любовной связи, король отправляет Химену в монастырь, а Дона Санчо заточает в темнице. Племянника же Альфонсо воспитывает при своем дворе как принца; возмужав, он становится знаменитым воином. Бернардо узнает правду об отце и требует от короля освободить его. Получив отказ, герой порывает с королем, которому до тех пор верно служил, удаляется в свои владения и возводит там неприступный замок Карпио. После смерти короля Альфонсо его преемник разрешает Бернардо забрать отца из темницы, но, как драматично говорится в романсе, "мертвым был узник выдан". Герой покидает родину и уезжает во Францию.

Большой известностью в Средние века и позднее пользовались романсы об инфантах Лары. Их историческая основа не подлежит идентификации, однако они достоверно передают трагические настроения, царившие в раздираемой междоусобицами стране.

События начинаются во время свадьбы доньи Ламбры де Буреба и дона Родриго Веласкеса. Во время потешных рыцарских состязаний младший из семи инфантов Лары, племянников дона Родриго но сестре, случайно убивает племянника невесты. Донья Ламбра и дон Родриго замышляют месть.

Дон Родриго просит Гонсало Густьеса, отца семерых инфантов, отвести послание повелителю мавров Альмансору (лицо историческое, жил в X в.). В письме содержится просьба уничтожить посланца и обещание выдать арабам инфантов Лары. Альмансор не решается убить Гонсало Густьеса и заточает его в замок. Тем временем дон Родриго просит племянников помочь ему в походе на мавров. Однако, как только они оказываются на арабской территории, инфантов окружают враги и после жестокой сечи убивают всех семерых.

Альмансор показывает своему узнику головы его мертвых сыновей. Романс "О великом плаче дона Гонсало Густьоса в Кородове" рисует горестные переживания отца. В великой печали его утешает сестра Альмансора, у которой после отъезда отпущенного на свободу узника рождается сын, нареченный Мударрой. Став взрослым, он находит своего отца, который признает его по половинке кольца, оставленной им мавританке. Мударра мстит за убийство братьев, от его руки погибает дон Родриго, а донью Л амбру сжигают на костре.

Наибольшее количество романсов (около двухсот) посвящено национальному испанскому герою Сиду. В них представлены такие известные по "Песне о Сиде" эпизоды, как замужество дочерей героя и предательство графов Каррионских, а также сообщается предыстория ссоры Сида и короля Альфонсо и изгнания Сида из страны. Романсы о Сиде показывают, как в произведениях этого жанра по-новому переосмысливается история. Именно в романсах впервые появляется рассказ о том, как герой, мстя за честь своего отца, убил отца своей будущей жены Химены. Эта история изложена в романсах "Как Сид наказал графа, который обидел его отца", "Химена, дочь графа Лосано, просит короля о мщении", "Химена просит справедливости у короля", "Как справили свадьбу Химены и Родриго". Абсолютно не соответствующий истории, этот мотив стал чрезвычайно популярен благодаря созданным позднее пьесе Гильена де Кастро и "Сиду" Корнеля.

По сравнению с эпическими поэмами, от которых они отпочковались, испанские романсы представляют собой новый тип осмысления исторической действительности и места человека в ней. В них еще присутствует характерное для эпоса противопоставление "своих" и "чужих", еще изображаются битвы между ними, однако они становятся скорее поводом для показа сильных человеческих страстей, которые нередко являются причинами сражений и изображение которых стоит в центре произведений.

Круг понятий и проблем

Испанский героический эпос, хугляры, эпические поэмы, романсы, близость к исторической основе, Реконкиста, альморавиды, мотив вассальной верности.