Ислам – подданство Бога

В ряду монотеистических религий в современной политической ситуации ислам занимает особое положение. Два подхода к его описанию (среди множества других) представляются особо привлекательными: 1) ислам как иудейско-еретическая реакция на ортодоксальное христианство (основа – неверие в Троицу и Божественную природу Христа); 2) ислам как естественное завершение переднеазиатской монотеистической традиции, в которой все мировоззренческие линии доведены до предела (и может быть, сам предел преодолен в суфизме).

Отказ от признания Христа, Мухаммада или кого-либо из живших на земле единосущных Богу снижает значение отдельного человека.

Ислам представляет человека как самое совершенное творение Аллаха (одно из имен Бога, Творца всего сущего на земле). В Коране рассказывается, что человек сотворил человека "лучшим сложением" и дунул в него от "Духа Своего" (сура 15, аят 29) и тем самым возвысил над ангелами. А из плоти первочеловека Господь сотворил Адаму жену.

Сотворив человека, Аллах возвысил его над всеми другими творениями. Вдохнув в него дух, Он приблизил человека к Себе.

Аллах считал Адама своим заместителем на земле и дал ему возможность через Дух познать Творца и его волю. Однако вместе с тем человек получил и свободу выбора, которая позволяла ему отдать предпочтение добру или злу. Мусульманские теологи убеждены в том, что грехопадение абсолютно извратило человеческую природу. Чистая благородная душа человека утратила первозданную непорочность и погрузилась в переживания вины и стыда. Грехопадение омрачило человеческую душу. Она оделась в "покров" внутренних страстей и побуждений. Господствующим началом в человеке стал рассудок, что и обусловило человеческое поведение на земле.

Судьба сообщества, общины всех правоверных, судьба самого учения, буквы Корана обладают несоизмеримой ценностью. Аллах, конечно, творит Адама "по образу и подобию", но что гораздо существенней – из пыли и праха.

В исламе вся иудеохристианская позиция переосмысливается в поэтических образах и рациональных схемах, опорные элементы не отвергаются, но преображаются как имена персонажей Писания в арабской транскрипции. Несотворенный Коран предстает как бы вторым, окончательным изданием Моисеевой скрижали. Как и в иудаизме, для спасения людей был воплощен текст, а не личность.

Мусульманская община (умма) – государство, где Аллах осуществляет свою непосредственную власть. Именно поэтому нет никакого разделения между Царством Бога и царством кесаря. Шариат тотален. Здесь нет места светскому законодательству, даже подобному законодательству иудейского царя или государства Израиль. Жизнь в целом может быть либо посвящена Богу, либо выстроена на оскорблении Его, постоянном богоборчестве. Ислам принимают, как принимают подданство.

Идеал святости, на котором сходятся все мусульмане, – торжествующий военную победу пророк и первые праведные халифы (халиф – отнюдь не светский повелитель, он – глава религиозной общины).

Отличие ислама от иудаизма проявляется не только в отсутствии этнической замкнутости (идею нации мусульмане считают проявлением язычества). В исламе нет ожидаемого обетования. Все уже свершилось. Мухаммад пророчествовал. Задача мусульман – победить. Задача мусульманина – джихад (священная война с неверными и неверием, завоевание новых пространств под руку Аллаха). Нерадивый ратник рыдает, что будет навсегда стерт из Книги Жизни.

Награда представляет собой роскошный рай, в котором воина и святого ублажают прекрасные гурии или верные жены (здесь поэты и богословы расходятся во мнениях).

Как всякая религия закона, ислам имеет развитую мистическую традицию. Однако суфийская мистика ведет человека совершенно иначе и совершенно в иные места, нежели еврейская каббала. Каббалисты ищут в тексте Писания символическое знание, чтобы понять механизм Творения и управлять мирами, суфии находят в образах Корана и самой жизни поэтические парадоксы, позволяющие объединить свою волю с волей Аллаха (возможно, в мусульманском суфизме чувствуется влияние византийского юродства и индийского аскетизма).

Суфии разрывают власть закона, но не вопреки ему, а через такую верность, где сам закон теряет всякую силу. Али ибн Ал Муваффак говорил: "О Аллах! Если я служу Тебе из страха перед адом, покарай меня адом; если я служу Тебе из стремления попасть в рай, то лиши меня этой возможности, но если я служу Тебе из чистой любви – делай со мной все, что Тебе угодно"[1].

Заключение

Каждая религия имеет антропологическое ОГЛАВЛЕНИЕ. В ней непременно присутствует образ человека. При этом рассматриваются различные аспекты антропологического видения мира. Человек воспринимается одновременно и как сильный, и как слабый, и как член человеческого рода и семьи, и как индивидуальность. В различных религиях рассматривается проблема происхождения человека. Последний не является продуктом слепых сил природы (как это трактуют некоторые философские системы). Он – творение Бога, созданное с определенной целью из двух различных элементов: его тело из земли, но оно одухотворено божественным дыханием жизни. Человек обладает свободой выбора. Он может поступать правильно или неправильно, слушать или не слушать своего Творца. Человек восстал против своего Творца. Он внес в мировую гармонию дисгармонию. Появился грех и, как следствие, страдание и смерть. Путь искупления оказывается долгим и тяжелым.