Исламское воспитание детей

Обычаи, уклад жизни, веками складывавшиеся у мусульман, в свою очередь служили средством закрепления исламского взгляда на жизнь. В течение многих веков вследствие уникального свойства ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям и религиозной регламентированности всех сторон жизни мусульман произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии.

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания:

• погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;

• словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;

• пример родителей, близких людей, всего окружения;

• многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

С самого раннего возраста, буквально с рождения, ребенок, который считается даром Аллаха, постоянно слышит установки Корана; новорожденному нашептывают на ухо изречения из него; таким образом, одно из первых слов, которое слышит младенец, – это Бог. В дальнейшей жизни, становясь на молитвенный коврик, приступая к еде и завершая ее, принимаясь за дело, мусульманин всегда читает отрывки из Корана, повторяя их на протяжении всей жизни. Дети постоянно получают от родителей наставления о правилах поведения по канонам Священной книги.

Идеи ислама с древности широко распространялись среди населения благодаря включенности их в литературу, изобразительное и музыкальное искусство, архитектуру. На тканях, одежде, знаменах, стенах дворцов, изразцах, панно, могильных плитах воспроизводились фрагменты Священной книги, начинавшиеся словами: "Во имя Бога милостивого, милосердного". Имя Аллаха выбивалось на монетах, чеканилось на оружии. Так как изображение человека было запрещено, издания Корана, степы мечетей, мавзолеи, здания школ, ковры и т.д. украшались сложными геометрическими, растительными орнаментами, называемыми музыкой для глаз. Широко использовалась инкрустация из золота и серебра. Самой распространенной в изобразительном искусстве была тема райского сада или его фрагментов, украшавших подставки для книг, серебряные чаши и другие предметы.

Искусство ислама, включенное в каждодневную жизнь и быт, воздействовало на чувства людей, укрепляя веру и развивая с детства их эстетические и нравственные представления.

Особое внимание в исламе уделяется знанию, учению, науке, ибо сказано – у кого нет разума, у того нет и веры, а чернила ученого, утверждается в хадисах, ценнее крови мучеников, отдавших жизнь за веру. Ислам никогда не преследовал ученых, не боролся с наукой, а, напротив, поощрял занятия ею. Поэтому у российских мусульман издавна существовали школы, где большинство детей осваивали грамоту и основы ислама, и школы повышенного типа при мечетях, которые становились центрами культуры и науки.

Важными воспитательными средствами являлись обычаи и обряды, соблюдавшиеся в семье и общине. Так, воздержание во время мусульманского поста от восхода до заката солнца не только от еды и питья, но и от дурных поступков и дел, дурных слов, вражды учит мусульманина управлять своими потребностями, желаниями, порывами. В вечернее время поста, когда разрешается прием пищи и питья, часто и в наши дни проводятся гостевания, на которые хозяева зовут родственников, близких людей с детьми, в частности, и для того, чтобы послушать чтение отрывков из Священной книги мусульман в исполнении специально приглашенного к столу знатока; произносится молитва, даются наставления: чтить память предков, желать добра близким, которых называют поименно. За столом царит атмосфера умиротворенности и доброжелательства, никаких пересудов, злословия, употребления спиртного – это запрещено Кораном. Люди обмениваются небольшими подарками. Такие встречи способствуют сближению и единению родственников, вносят теплоту в их отношения. Дети, погружаясь в эту атмосферу, легко и без принуждения воспринимают и усваивают вместе с церемониалом подобного общения пример морального поведения взрослых.

По окончании поста мусульмане приносят свои пожертвования – либо в мечеть, либо конкретным лицам, поддерживая тех, кто нуждается, кто учится. На протяжении всего месяца Рамадан во дворе мечети стоят общие столы, за которыми в положенное время могут поесть все желающие. Для детей это еще один из уроков милосердия, так как за столом собираются, прежде всего, бедные люди.

Заканчивается пост праздником (Ураза-байрам). После праздничной молитвы в мечети мужчины посещают кладбища, а затем родственники и близкие встречаются за столом, обмениваются подарками.

Для мусульман Поволжья, Приуралья и Кавказа характерно, как уже говорилось, гостеприимство, предписанное Кораном.

О гостеприимстве башкир рассказывал в начале XX в. русский этнограф С. Свободин: но приезде гостя башкир режет и жарит целого барана, а летом приносит еще несколько ведер кумыса в кожаных мешках и созывает соседей для участия в пиршестве. Таким же гостеприимством отличались и татары, о чем свидетельствует К. Фукс, ректор Казанского университета, в XIX в. изучавший быт и жизнь татар. Если позовет татарин к себе в гости, вспоминал он, то все в деревне наряжаются в праздничные платья, прибирают в избах, и начинается чайная попойка. Надо побывать обязательно в 15 домах, невозможно отговориться или отказаться, и везде угощение и чай. После угощения все идут на улицу, где девушки показывают свои игры и песни. Позовут к столу не только званого гостя, но и просто остановившегося по необходимости, как было с ним самим (у Фукса сломалась коляска). Хозяин соседней избы, не спрашивая, кто перед ним, тотчас же пригласил его в избу на чашку чая. Наблюдая такое гостеприимство, любой ребенок будет готов и сам к подобному поведению. И сегодня любому пришедшему в татарский, чеченский, башкирский дом тут же предложат чай и угощение, не дадут уйти, не присев за стол.

Дети и подростки рано усваивают определенные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными; учатся сами делать добрые дела, уважать старших, выслушивать их с почтением; осмысливают традиции раздельного размещения мужчин и женщин (либо в отдельных комнатах, либо на разных концах стола) на праздничном обеде, правила общения представителей разных полов.

По предписаниям Корана, как отмечалось ранее, вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина же призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей. Ей положено не только хранить семейный очаг, но и блюсти свою честь. Мусульманину разрешено многоженство (до четырех жен), но в условиях Поволжья, Приуралья оно было нечастым явлением, не были также распространены в этих местах чадра и паранджа.

Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя было одной посещать общественные места. По улице женщина должна была идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которого жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне со своими мужьями, были более свободны и самостоятельны.

Целая серия запретов, отмечавшаяся у мусульман еще в начале XX в., связана с обычаями "избегания", характерными также для марийцев, чувашей и некоторых других народов: нельзя было показываться перед родственниками мужа с непокрытой головой, с голыми руками и ногами, называть их по имени и т.д.

Женщинам-мусульманкам, таким образом, следовало знать и соблюдать специфические женские, но сравнению с мужскими, правила поведения – это внушалось мальчикам и девочкам с раннего детства. Скромность, готовность беспрекословно подчиняться мужу и другим мужчинам, умение выказать уважение к мужчинам-родственникам, терпимость, нежность к детям, верность семье и мужу и другие моральные нормы внушались девочке, демонстрировались перед ней, готовили ее к взрослой жизни. У мальчиков всегда поощрялись активность, самостоятельность, умение защитить женщин и детей, отвечать за них, осознание некоторого своего превосходства перед женщиной, своей независимости. Все это, и сегодня актуальное для народов, исповедующих ислам, часто вызывает непонимание и неодобрение у представителей других культур, но таков выбор самих людей, и выступать против старинных устоев, изменять что-то в своей жизни могут только сами мусульмане.

В течение многих столетий воспитанием девочки занималась мать, мальчики больше находились при отце. Личный пример поведения родителей перенимался детьми. Мать постоянно внушала дочери, как ей себя вести, следила за ее поведением, а отец строго и скупо одобрял, поощрял или осуждав поступки детей. Авторитет отца в семье был непререкаемым и поддерживался всегда как женой, так и детьми.

Система воспитания детей в семье издавна дополнялась школьным обучением. Мектеб, открываемый муллой при каждой мечети, еще в конце XIX в. был единственным учебным заведением, доступным всем мальчикам – богатым и бедным. Такая школа обучала арабской грамоте, поэтому многие мужчины могли читать Священную книгу; она же проводила через учеников идеи ислама, укрепляя их в семье. Читать (но не писать) учили и девочек, обычно это делала жена муллы. Поэтому читать Коран могли и многие женщины.

Таким образом, веками ислам в России формировал мировоззрение, нравственность, эстетические представления своих приверженцев, определял вкусы и пристрастия людей, регламентировал поведение человека в различных ситуациях. Все это вошло в ментальность народов и закрепи лось в воспитании лучших личностных качеств. Например, поскольку любой труд для мусульманина – богоугодное дело, ни одно полезное занятие не кажется ему зазорным. Многие представители мусульманских народов и сегодня с высоким чувством достоинства занимаются "непрестижными" работами, так как понятия "непрестижный труд" для них просто не существует.

Подводя итоги сказанному, сформулируем свойства личности, вырабатываемые у мусульман с детства под воздействием ислама: гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность, чему, в частности, способствует пятикратная молитва; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; чистота внутренняя и внешняя; уважение старших; доброжелательство; культ здорового образа жизни.

Такова краткая характеристика ислама, мусульманских обычаев и воспитания детей. Знания об исламском вероучении полезны каждому. Особенно нужны они педагогу, чтобы понять особенность менталитета мусульманских детей, которые есть в каждой школе, научиться уважать обычаи народов, представителями которых они являются, наладить в детском сообществе доброжелательные и толерантные отношения.