Исламские традиции воспитания

Ислам – одна из трех мировых религий – объединяет почти полтора миллиарда представителей разных народов Земли.

Слово "ислам" образовано от арабского "салима" и в переводе означает "религия мира". Последователей ислама называют мусульманами от арабского "муслим" – преданный, покорный (Богу).

На части территории России ислам господствует более 1300 лет, под его влиянием сформировалась ментальность отдельных этносов, определились ОГЛАВЛЕНИЕ и характер воспитания детей. Огромно влияние ислама на быт, образ жизни людей, стиль внутрисемейных отношений, нравственные установки, эстетические пристрастия. Важной составляющей исламской цивилизации является воспитание мусульман, способствующее закреплению и преемству от поколения к поколению исламского взгляда на мир.

Особенность ислама состоит в том, что это не только религия, это целая цивилизация, культура, образ жизни, воспитание. Внутреннее единство, нераздельность его духовного и светского начал приводит к тому, что нормы поведения, диктуемые религией, становятся руководством для родителей в их повседневном общении с детьми. Именно поэтому для понимания культуры ислама, в частности воспитательной, и продуктивного взаимодействия с мусульманами представляется необходимым знание основ исламского вероучения.

Общие сведения об исламе

Ислам возник в Аравии в VII в. Его начало восходит, согласно преданию, к откровению Аллаха, ниспосланному через архангела Джибрила (Гавриила) пророку Мухаммаду. Произошло это в окрестностях городов Мекка (родина Мухаммада) и Медина. Изречения Аллаха, его священные слова, говорит предание, были записаны по проповедям Мухаммада и составили священную книгу мусульман – Коран.

В настоящее время ислам является второй по численности приверженцев и влиянию на население религией (после православия) в России, где в конце XX в. проживало около 25 млн мусульман, принадлежавших к 40 этносам. Эту религию исповедуют в основном тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья (татары, башкиры), этносы Северного Кавказа: аварцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, чеченцы и др., а также выходцы из Азербайджана, Казахстана, Средней Азии.

Исламизация населения в России прошла несколько этапов.

• Проникнув на территорию страны уже в VII в. – с арабскими завоеваниями, северные границы которых проходили по Главному кавказскому хребту, – ислам стал распространяться на территории современного Дагестана. Затем последовал процесс исламизации тюркоязычных племен Нижнего и Среднего Поволжья.

• В 922 г. ислам был провозглашен официальной религией Волжской Булгарин, а с XV' в. закрепился у башкир. В тюркском Поволжье и Приуралье распространились арабская письменность и популярные на Востоке научно-философские и литературно-художественные идеи, чему во многом способствовали школы, созданные при мечетях.

• В начале XIV' в. (1312 г.) ислам стал официальной религией Золотой Орды и распространился среди многочисленных племен от Крыма до Сибири, при этом золото-ордынские правители не принуждали завоеванное население к отказу от православия, наоборот, служители церкви могли активно проповедовать свое вероучение. Так осуществлялся принцип веротерпимости в Золотой Орде. В Казанском и Астраханском ханствах (конец XIV в.) ислам стал государственной религией.

В русских княжествах мусульмане стали селиться еще с XIII в., а в XIV в. многочисленные поселения мусульман – казанских татар – возникли в Москве, Кашире, Коломне, Юрьеве-Польском и других городах, где мусульмане жили замкнутой жизнью, сохраняя и соблюдая свои обычаи и обряды.

Характерной особенностью ислама является то, что он не предполагает этнической однородности, национальной замкнутости, его отличает терпимость к различным точкам зрения. Универсализм ислама позволил ему впитывать многие местные традиции.

• В XVI в. для российских мусульман наступили трудные времена: места их проживания и государства были завоеваны Московской Русью; начался период нетерпимости к "магометанству", провозглашенной на государственном уровне; в христианскую среду властью внедрялись идеи борьбы с иноверцами, проводилась насильственная христианизация мусульман, уничтожались мечети и мусульманское духовенство. Религиозные преследования заставили сторонников ислама искать спасения в Сибири, Средней Азии; вспыхивали восстания против насильственной христианизации.

• Положение мусульман стало меняться с 1780-х гг., когда Екатерина II объявила ислам терпимой религией и мусульмане получили возможность открыто ее исповедовать. В последующие века исламская вера укреплялась, ее влияние на население усиливалось, особенно с развитием у мусульман системы просвещения.

• С 1917 г. до середины 1980-х гг. в СССР велась бескомпромиссная идеологическая борьба со всеми, в том числе и с мусульманским, вероучениями, направленная на искоренение религиозного сознания. В результате уничтожения мечетей, гонений на верующих и священников резко снизилось количество приверженцев веры, однако в ментальности народов сохранились многие черты, в течение столетий сформированные под влиянием ислама.

• С 1990-х гг. государство предоставило народу полную свободу вероисповедания. Стали строиться новые мечети, которые заполнились верующими, были восстановлены и вновь созданы исламские центры образования.