Лекция 3. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски "Ринашименто") впервые введен итальянским живописцем, архитектором, историком искусства Джорджо Вазари (1511 - 1574) для определения культурного движения той исторической эпохи, которая была в большой мере обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. Это грандиозное культурное движение было призвано, возрождая к новой жизни Античность после тысячелетнего ее забвения и оживляя лучшее в затухающем Средневековье, открыть перспективы развития западной культуры Нового времени. Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в Италии. Термин "Возрождение" по отношению к культуре этой эпохи не случаен. Именно в Италии, на родине Античности, возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. По словам Вазари, в этот период некоего творческого обновления "с глаз людей как бы спала пелена" и художники вдруг увидели истинно прекрасное, ощутили гармонию с природой. Человек вновь становится главной темой искусства. От Античности идет осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. Как верно замечено историками искусства, человечество никогда до конца не расставалось с Античностью, разве только в самые глухие века варварства, и то, как мы знаем, в конце VIII в. забрезжило так называемое "Каролингское Возрождение" (как бы ни был условен этот термин), затем "Оттоновское Возрождение" конца X-XI в. и др. Да и высокое Средневековье, готика знала и историю, и поэзию, и античную философию, почитая Аристотеля. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. Но именно в Италии "встретились и поняли друг друга художественно настроенные гуманисты и гуманистически настроенные художники". Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие Античности уже как далекого прошлого и потому - как "идеала, о котором можно тосковать", а не как "реальности, которую можно использовать, но и бояться".

Античность приобретает в это время значение самостоятельной ценности. Отношение к ней становится, как верно замечено, не только и не столько познавательным, сколько романтическим, даже у такого знатока Античности, как Андреа Мантенья (1431 - 1506). Благодаря Античности Ренессанс стал воспринимать человека как микрокосм, "малое подобие большого космоса - макрокосмоса", во всем его многообразии. Для итальянских гуманистов основополагающим фактором была направленность человека на самого себя. Человек становился открытым миру. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках - в этом принципиальное отличие от восприятия человека в Древнем мире, в котором ценили человека по степени причастности к миру богов. И художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.

Ренессанс совсем не был возвратом к Античности, он создавал новую культуру, приближающую Новое время. Заметим, что отсчет Нового времени с Ренессанса идет только у историков искусства и культуры (для истории это еще Средние века, и Новое время начинается с революций XVII столетия), ибо эпоха Возрождения "преобразовала умы, а не жизнь, воображение, а не реальность, культуру, а не цивилизацию".

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII по первую половину XVI в. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов:

1) Проторенессанс (Предвозрождение), частично совпадающий с периодом Дученто (XIII в.), и Треченто - вторая половина XIII - XIV в.;

2) Раннее Возрождение (Кватроченто) - XV в.;

3) Высокий Ренессанс (Чинквеченто) - конец XV - первая треть XVI в.

В 1527 г. Рим был разграблен немецкими ландскнехтами, с 1530 г. Флоренция из свободного города-государства, города-коммуны становится обыкновенным центральным городом феодального герцогства. Начинается феодально-католическая реакция (Контрреформация), и 1530-й год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Причем именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется на весь XVI в. Кроме того, некоторые области Италии в этом развитии вообще запаздывают, и культура, например, Венецианской республики все XVI столетие лежит в русле Возрождения - от Тициана до Веронезе и Тинторетто.

Картина развития итальянской ренессансной культуры очень пестра, что обусловлено разным уровнем экономического и политического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов-государств, городов-коммун, их различной степенью связи с феодальными традициями.

Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были:

o в XIV в. - сиенская и флорентийская:

o в XV в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская;

o в XVI в. - римская и венецианская.