Лекция 9. Искусство нового времени

Барокко и классицизм - основные художественные стили Нового времени. Эпоха барокко связана с формированием в Европе капиталистических отношений, предпринимательства, и в ней формируется особый тип активной личности - личности, девизом которой становится фраза: "В цветущем теле - героический дух!" Эта патетика, повышенная эмоциональность во многом определяют первые стилевые черты в искусстве данной эпохи. Они начинают формироваться еще в искусстве Ренессанса. Ряд представителей изобразительного искусства относится позднейшими исследователями этого периода как к Возрождению, так и к барокко. Например, фрески Аннибале Каррачи искусствоведы XVIII в. причисляли к высоким достижениям именно Ренессанса, но сегодня они рассматриваются как раннее барокко. То же можно сказать и о творчестве Эль Греко, Веронезе, позднего Тициана и др.

Финал эпохи тоже растянут во времени. В некоторых странах барокко плавно переходит в рококо, это касается искусства Франции. Но в других странах, в первую очередь в России, барокко как художественный стиль долго существует в рамках своей специфики, не переходя в рококо, а завершается эпоха не потому, что ее ценности становятся невостребованными, но по царскому указу. Временные рамки эпохи: конец XVI в., весь XVII век и, в отдельных странах, первая половина XVIII в.

Культура барокко - плод эпохи, охваченной глубоким социально-экономическим кризисом; помпезное великолепие королевских дворов и торжество Контрреформации, зримо выражавшееся в не менее великолепных церковных зданиях, не могли скрыть упадка, начавшегося в Европе, религиозные основы которой были потрясены Реформацией, а также первыми завоеваниями рационализма и современной науки.

Острое ощущение кризиса, длившееся примерно полтора столетия, пока на смену ему не пришел оптимистический гуманизм Просвещения, определило многие характерные черты искусства барокко. Разочарование в окружающем мире и ощущение его иллюзорности; восприятие жизни как театра и жестокое осознание неумолимо текущего времени, неизбежно влекущего к смерти; пристрастие к внешним эффектам и преувеличенной экспрессии, особенно в изобразительных искусствах. Но, как это ни парадоксально, такие тенденции, упадочные, декадансные в своей основе, вызвали взрыв чувственного начала, пробудили вкус к жизни и ее радостям. Это нашло отражение в поразительном блеске пластических искусств и богатстве барочной музыки.

Расстановку приоритетов в художественной деятельности эпохи определил Шекспир (его поздние произведения также относятся к барокко), сказав: "Весь мир - театр!" Именно театральное искусство становится лидером среди видов творческой деятельности эпохи. Но и архитектура, и скульптура, и живопись дают в этот период образцы самобытного, новаторского искусства, стилевые особенности которого узнаваемы у художников разных регионов. Перед нами так называемый "большой стиль", когда все виды художественной деятельности, от портновского искусства до грандиозных соборов, ориентируются на одни и те же идеалы, одни и те же стилевые черты. Колористические решения в интерьере залов в разных концах Земли поразительно сходны.

"Барокко" в переводе с итальянского означает "прихотливый", "вычурный", а в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Это оправдывает отказ от правильной симметрии во внешнем и внутреннем оформлении зданий, в сложном рисунке туалетов и причесок, экипажей и скульптурных групп, затейливых живописных композиций на сюжеты античных мифов и библейских историй. Именно в это время будет сформулирован постулат, что симметрия - эстетика дураков.

Прихотливость декора, использование в нем фантастических образов, асимметрия, патетика барокко обнаруживают близость его с готикой. Эти же черты, которые барокко транслирует от средневековых достижений к художественным формам других эпох, обнаружатся позднее в искусстве модерна и постмодерна.

Искусство и культура барокко XVII-XVIII вв. вышли за пределы европейского континента, завоевав испанские и португальские колонии Нового Света. Постепенно видоизменяясь, импортированные с Пиренейского полуострова формы обретали оригинальные местные черты по мере того, как процесс этнокультурного смешения охватывал и художественную сферу. Стиль барокко переносился из страны в страну заезжими мастерами.