Искусство

Древнерусское искусство – живопись, скульптура, музыка с принятием христианства также пережило глубокие перемены.

Древние резчики по дереву, камнерезы прежде создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов и духов. Так, был широко известен деревянный идол Перун в виде немолодою мужа с золотыми усами и серебряной головой, который стоял рядом с дворцом Владимира I Святославича. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали простой народ. Всё языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы, солнца, весны, света, урожая, дождя.

После крещения Руси церковное искусство было подчинено совершенно другим целям. Его дело было воспеть Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами, мозаика и фрески на религиозные темы. Всё, что мешало божественному предназначению искусства, Церковь беспощадно преследовала и уничтожала, объявляла "бесовством". И все же на Руси даже в рамках цензуры строгого церковного искусства скульпторы, живописцы, музыканты создавали произведения, которые шли в русле народных традиций. Так, русские иконы под кистью монаха-живописца из Киево-Печерского монастыря Алимпия (Алипия, ?-1114) напоминали портреты живых людей, а фрески и мозаики киевского Софийского собора рассказывали о жизни великокняжеской семьи, о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов.

Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Например, была хорошо известна новгородская школа живописи, которая отличалась реальностью изображения, доступностью понимания икон простыми людьми.

Иконопись, фресковая живопись получили широкое распространение в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. До сих пор поражает взор зрителей фресковая картина "Страшный суд", которая украшала Дмитриевский собор во Владимире. В ХIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой изображали на своих иконах прекрасные лики святых и Богородицы.

До сих пор удивляет работа древних резчиков по дереву, позднее по камню. Прекрасной резьбой славились не только храмы и жилища, но и утварь, посуда. В искусстве резьбы с большой полнотой проявлялись представления русских людей о прекрасном и изящном.

Высот мастерства достигли древнерусские ювелиры. Работая с золотом, серебром, драгоценными камнями, эмалью, они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, отделывали оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икон, а также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли собой большую ценность.

Составной частью искусства Руси являлась музыка. Церкви так до конца не удалось искоренить сказителей – певцов, гусляров, мастеров игры на духовых инструментах, плясунов, которые развлекали как знать, так и простой народ (шт. 49).

Фольклор

Важнейшим элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о прошлом, когда невест похищали, "умыкали" (конечно, с их согласия), а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой – богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: "Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет – с переулками". Одновременно это очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Как правило, носителем этой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский гни. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Например, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколам, серым волком, мог стать и Туром – Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды. Был здесь и боярский сын Добрыня Никитич, был и представитель духовенства – хитрый и изворотливый Алеша Попович.

Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они являлись выразителями общих народных чаяний, дум, надежд. И главная из них – защита народа от лютых врагов.