Иные представители работников

В соответствии со ст. 31 ТК в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Трудовой кодекс РФ не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности "иного представителя". Очевидно, в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо (в том числе конкретного работника), либо сформировать особый представительный орган.

Полномочия иного представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства. В иных отношениях (по защите и представительству индивидуальных прав работников) их права и интересы продолжает представлять и защищать соответствующий профессиональный союз (профсоюзная организация).

Для чего же международное и российское законодательства допускают представительство работников органами и лицами, не имеющими отношения к профсоюзам?

По нашему мнению, основной довод в пользу существования механизма непрофсоюзного представительства работников состоит в том, что работники должны иметь возможность реализовать свое право на объединение и на участие в управлении трудом даже в тех случаях, когда создание профсоюзов в том или ином обществе либо прямо запрещено, либо затруднительно в силу законодательства, устанавливающего чрезмерно жесткие требования для образования профсоюзов. В тех случаях, когда государство законодательно обеспечивает свободу создания профсоюзов, влияние непрофсоюзных представителей работников минимально, что дает основание некоторым ученым выдвигать предложение о необходимости отказа от данного вида представительства работников [1].

Представляется, что в современных российских условиях для этого еще нет оснований. Основной причиной этого является уже упоминавшееся недоверие значительной части общества к профсоюзам, в силу чего государство должно предоставить работникам возможность быть представленными в коллективных трудовых отношениях в альтернативных профсоюзам формах. Именно этим и объясняется позиция российского законодателя, допускающего избрание иного представителя только в тех случаях, когда работники, занятые у того или иного работодателя, не объединены в профсоюзную организацию, отвечающую критериям представительности. Это соответствует позиции МОТ [2].

При этом необходимо понимать, что рассматриваемое представительство страдает внутренними противоречиями. С одной стороны, иной представитель работников в современных условиях, не имея какой-либо предусмотренной законом организационноправовой формы, фактически представляет собой механическое соединение отдельных, не имеющих индивидуальной определенности лиц, что позволяет характеризовать их как случайные коалиции, в которых, по замечанию Л. С. Таля, юридически не существует коллектива как единого целого [3], поскольку сама коалиция по общему правилу составляется ad hoc, для единичной конкретной цели, по достижении которой она распадается, в отличие от союза, который полагает более или менее постоянное существование [4]. С другой стороны, этому соединению лиц предоставляется право законного представительства всех работников, занятых у соответствующего работодателя.

Подобное регулирование, способствующее реализации профсоюзных прав вне профсоюзной системы [5], имеет право на существование только в условиях слабости профсоюзного движения, свойственной современной России.

Признавая объективную обусловленность такого подхода, тем не менее следует отметить, что закрепление права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров за аморфной массой работников, инициировавших созыв общего собрания (конференции) и поприсутствовавших на нем, не имеет должного оправдания. Необходимо согласиться с С. П. Мавриным и А. К. Свиридовым, предлагающими закрепить данное право за общественным объединением, созданным на общем собрании (конференции) работников с целью реализации нрава на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и получение информации о выполнении коллективного договора [6]. Возникает вопрос, любое ли общественное объединение вправе рассматриваться в качестве представителя работников или мы должны допустить возможность представления интересов работников любыми субъектами, уполномоченными работниками [7], в том числе и политическими партиями.

Следует отметить, что до принятия ТК работники могли в качестве альтернативы профсоюзам лишь создать орган общественной самодеятельности (ст. 2 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" [8]). Вернуть данное регулирование предлагается и в наше время [9].

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Данный орган формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Конечно, признание в качестве непрофсоюзного представителя работников исключительно органа общественной самодеятельности вызывает определенные сомнения. В частности, возникает противоречие между правилом о создании органа непрофсоюзного представительства работников на их общем собрании (конференции) и учреждением органа общественной самодеятельности по инициативе лиц, заинтересованных в решении конкретных социальных проблем. Это связано с тем, что на общем собрании (конференции) работников решения всегда принимаются от имени всех лиц, работающих в соответствующей организации на основании трудового договора. Однако лишь в редких случаях все эти лица без исключения готовы участвовать в решении тех или иных социальных проблем, что является непременным условием создания органа общественной самодеятельности. Определенные сложности возникают и при практической реализации права на создание органов данного вида. Так, законодательство не дает ответа на вопросы о том, кто имеет право созывать соответствующее общее собрание (конференцию) работников, каковы обязанности работодателя по обеспечению проведения такого собрания (предоставление помещения, технического оснащения и т.п.).

Наверное, ввиду наличия вышеуказанных сложностей заключение коллективных договоров от имени работников органами общественной самодеятельности осуществлялось крайне редко. В тех же случаях, когда коллективный договор заключался непрофсоюзными представителями, то в качестве таковых выступали советы трудовых коллективов, продолжающие свою деятельность со времен Союза ССР, либо органы, создаваемые по инициативе работодателя как альтернатива профессиональным союзам.

Очевидно, именно эти обстоятельства и привели законодателя к фактическому отказу от формализации юридической личности иного представителя работников. Однако такое решение нельзя признать справедливым, поскольку в данном случае мы должны прийти к выводу о том, что фактически "иным представителем работников" является трудовой коллектив [10], что противоречит выводам, сделанным нами в подпараграфе 2.2.1.

Из всех предусмотренных Федеральным законом "Об общественных объединениях" организационно-правовых форм общественных объединений наиболее адекватен по своим характеристикам для определения юридической формы непрофсоюзного объединения работников все-таки орган общественной самодеятельности. При этом орган общественной самодеятельности может быть создан и группой работников, даже самой малочисленной, но статус представителя работников он получает исключительно в случае его образования общим собранием работников либо их конференцией, проведенной на основании собраний в подразделениях организации. Открытым при этом остается вопрос об определении круга учредителей органа общественной самодеятельности, поскольку избрание представителя работников осуществляется тайным голосованием, исключающим определение персоналий, голосовавших за данное решение. Впрочем, общее собрание (конференцию) работников можно рассматривать как частный случай собрания учредителей органа общественной самодеятельности, который получает статус представителя всех работников, занятых у соответствующего работодателя, в силу закона.

Очевидно, что для того чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны работников, работодателю должно быть предоставлено право проверить правомерность принятого решения об избрании представителя работников и потребовать признания его недействительным в судебном порядке.

Поскольку деятельность органа общественной самодеятельности направлена на решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту их работы (месту создания данного органа), то представляется логичным, что он формируется из числа работников, участвовавших в его создании. Этим никак не затрагивается возможность представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров профсоюзными организациями, поэтому невозможно согласиться с Т. Л. Сошниковой, предлагающей исключить слова "из числа работников" из последнего предложения ч. 1 ст. 31 ТК [11].

Поскольку создание органа общественной самодеятельности невозможно без формирования его устава, это существенно упорядочит и организацию его деятельности, обеспечит права представителей работников, поскольку в уставе возможно установить и четкие правила прекращения полномочий представительного органа, изменения его состава, порядок принятия решений и отчета перед работниками.

Статья 31 ТК наделяет иного представителя работников правами по представлению интересов всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. Вместе с тем иные положения ТК, регулирующие отношения по участию представителей работников при принятии работодателем управленческих решений в рамках процедуры учета мнения представителей работников, устанавливают различную компетенцию выборного органа первичной профсоюзной организации и представительного органа работников, которым может быть и выборный орган первичной профсоюзной организации.

Так, учесть мнение представительного органа работников работодатель должен, например, в следующих случаях:

– установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

– определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

– составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

– установление системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

– утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

– установление конкретных размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

– установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

– установление конкретных размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

– определение систем нормирования труда, введение, замена, пересмотр норм труда (ст. 159, 162 ТК);

– утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

– определение форм подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК).

В то же время с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется:

– введение и отмена срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения из-за изменений, определенных сторонами, условий трудового договора (ст. 74 ТК);

– привлечение работников к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни помимо оснований, специально оговоренных в законе (ст. 99, 113 ТК);

– установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

– определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

– установление дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

– утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

– принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

– установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

– увеличение продолжительности вахты до грех месяцев (ст. 299 ТК);

– утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

– установление надбавки за вахтовый метод работы (для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере) (сг. 302 ТК);

– установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

– установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

– установление особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров (ст. 348.1 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК), установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК), работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Подобный законодательный разнобой не поддается каким-либо разумным объяснениям. Налицо необходимость унификации подхода к определению объема прав тех или иных представителей работников. И поскольку работников в коллективных трудовых отношениях на уровне конкретного работодателя может представлять не только профсоюз, но и иной представитель, на работодателя должна быть возложена обязанность проведения консультаций именно с представительным органом работников. В качестве представительного органа работников может выступать и действующая у данного работодателя профсоюзная организация, удовлетворяющая критериям или требованиям представительности при ведении коллективных переговоров. Законодателю следовало бы установить неразрывную связь права на участие в коллективных переговорах с правом участия в консультациях при принятии работодателем управленческих решений (процедурах учета мнения представителя работников), так как ст. 31 ТК предполагает, что иной представитель работников избирается для представительства всех работников не только в коллективных переговорах, по и в иных отношениях, относимых законодателем к социально-партнерским.

В странах традиционной рыночной экономики непрофсоюзные органы представительства работников по общему правилу функционируют наряду с профсоюзами, что в определенной степени вызвано тем, что в этих странах традиционно получили развитие главным образом отраслевые коллективные договоры. Отсутствие или недостаточное развитие коллективно-договорного регулирования труда на предприятиях привело к тому, что вакуум заполнили представительства работников (персонала предприятий) [12]. В тех же государствах, где профсоюзное движение более активно на низовом уровне, такие органы практически не действуют (например, в США, Японии) [13].

Конкретные формы организации и функционирования органов представительства трудовых коллективов различны в зависимости от страны. В одних странах существует лишь один представительный орган коллектива (ФРГ, Австрия), в других (Франция, Люксембург) на предприятиях функционируют два органа представительства: орган представительства трудового коллектива и двусторонний орган, в котором заседают представители коллектива и администрации, а также профсоюзов (с правом совещательного голоса). Есть страны, где на предприятиях наряду с профсоюзом легализованы двусторонние органы представительства персонала, т.е. органы, в которых участвуют на паритетных или иных началах представители работников и администрации (Бельгия, Дания, Норвегия, Израиль).

Полномочия органов представительства коллективов предприятий затрагивают три главные сферы управления: экономическую; распоряжение рабочей силой (кадровые вопросы); социально-бытовое обслуживание работников. Эти полномочия включают право на информацию; право на консультацию (право обсуждать действия администрации и предлагать альтернативные решения); право на участие в решении (предварительное согласие органа рабочего представительства либо – в определенных случаях – право вето); полномочия по управлению социальными учреждениями на предприятии. Объем этих прав различен в каждой стране, однако общим является то, что наибольшие права органы представительства трудовых коллективов имеют в решении кадровых вопросов, в управлении социальными учреждениями и наименьшие – в отношении технических и экономических проблем [14]. Расходы, связанные с деятельностью непрофсоюзных органов представительства работников, возлагаются на работодателя [15].

Наиболее показательно в этом отношении правовое положение производственных советов в ФРГ, действующих на основании Закона от 15 января 1972 г. "О конституции предприятия". Советы избираются на предприятиях, в которых, как правило, заняты пять и более постоянных работников, из которых трое могут быть избранными в совет. Правом избирать совет предприятия пользуются работники, достигшие 18 лет.

Члены совета предприятия выполняют свои функции бесплатно как почетный долг. Они освобождаются от своей работы на предприятии с сохранением заработной платы в той мере, в какой это необходимо (с учетом размеров и характера предприятия) для успешного осуществления своих общественных функций. Общественная деятельность члена совета предприятия во внерабочее время компенсируется оплачиваемым отгулом в течение ближайшего месяца. Если предоставление отгула невозможно в связи с требованиями производства, общественная деятельность члена совета предприятия оплачивается как сверхурочная работа.

Предприниматель предоставляет в распоряжение совета предприятия помещение и офисное оборудование, необходимые для его повседневной работы. Он должен встречаться с советом предприятия по крайней мере один раз в месяц. Предприниматель и совет предприятия должны обсуждать интересующие вопросы с искренним желанием достигнуть согласия и разрешать возникающие расхождения во мнениях, воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб производственному процессу и подорвать трудовой мир на предприятии. Трудовая борьба между ними недопустима.

К полномочиям производственных советов относятся: установление времени начала и окончания рабочего дня и перерывов в работе, режима рабочей недели; временное сокращение или увеличение продолжительности рабочего времени; определение места и периодичности выплаты заработной платы; составление графиков отпусков; введение и использование технических средств, с помощью которых осуществляется надзор за поведением работников и результатами их труда; организация работы по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; охрана здоровья работников; организация профессионального обучения на предприятиях; управление социальными учреждениями; определение принципов подбора персонала; распределение жилья; регулирование правил поведения работников; установление норм выработки, критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий; разработка принципов организации работы по сбору рационализаторских предложений.

Производственные советы предприятий с числом работников более 20 имеют дополнительные права в области найма, увольнений и перемещений работников. Эти права заключаются в правомочии требовать от предпринимателя информации и в возможности наложения вето (в перечисленных законом случаях) на решение администрации. В случае спора окончательное решение выносит суд.

В отношении экономических, финансовых, а также технических аспектов деятельности предприятия, в частности изменения его производственного профиля, структуры, внедрения новой техники, производственному совету принадлежит лишь право требовать информацию, высказывать свое мнение. Оно необязательно для предпринимателя, которому принадлежит окончательное решение [16].

В Российской Федерации необходимость создания производственных советов в целях расширения участия работников в управлении организациями констатировалась Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". При реализации такой позиции производственный совет мог бы выступить в качестве иного представителя (представительного органа) работников именно по производственным вопросам, при условии принятия решения об его избрании на общем собрании (конференции) работников и невмешательства в полномочия профсоюзов, на что справедливо указывала Т. А. Избиенова [17].

Однако Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 95-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации" отнес формирование производственного совета к числу прав работодателя (за исключением работодателей – физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями).

Данный совещательный орган образуется из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде. К его полномочиям относится подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Конкретные полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с ТК и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников.

Поскольку сами работники при формировании производственного совета никаких решений не принимают, он не может рассматриваться в качестве представителя работников.

Идея специального представительства работников на уровне хозяйственной единицы воспринята на общеевропейском уровне.

На всех предприятиях или группах предприятий, действующих в масштабе Европейского Сообщества, учреждаются Европейские рабочие советы, деятельность которых в настоящий момент регулируется Директивой № 2009/38/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об учреждении Европейского рабочего совета и о процедуре информирования работников и проведения с ними консультаций (новая редакция)", которая была принята 6 мая 2009 г.

Инициатором создания Европейского рабочего совета могут выступать минимум 100 работников или их представителей из как минимум двух предприятий или организаций, расположенных как минимум в двух разных государствах – членах Европейского Союза, либо центральный руководящий орган предприятия.

Европейский рабочий совет состоит из сотрудников предприятия или группы предприятий, действующих в масштабе Европейского Союза, которые избраны или назначены из числа представителей работников или, в случае их отсутствия, из числа самих работников. Члены Европейского рабочего совета избираются или назначаются пропорционально количеству работников предприятия или группы предприятий, действующих в масштабе Сообщества, занятых в каждом из государств – членов Европейского Союза. При этом каждому государству – члену Европейского Союза выделяется по одному месту за занятых в этом государстве работников, чье количество составляет 10% или часть от общего числа всех работников, занятых во всех государствах – членах Европейского Союза в совокупности. Избрание или назначение членов Европейского рабочего совета осуществляется согласно национальному законодательству и (или) практике.

В целях обеспечения координации своей деятельности Европейский рабочий совет формирует из числа своих членов избранный комитет, в составе которого действует не более пяти членов, которые пользуются условиями, позволяющими осуществлять комитету свою деятельность на регулярной основе.

Европейский рабочий совет имеет право проводить встречи с центральным руководящим органом предприятия раз в году, получать информацию и проводить с ним консультации о развитии деятельности и перспективах предприятия или группы предприятий, действующих в масштабе Европейского Союза, на основе регулярного отчета, составленного центральным руководящим органом. Избранный комитет, а в случае отсутствия такового – Европейский рабочий совет имеет право быть проинформированным при наступлении исключительных обстоятельств или принятии мер, которые серьезно затрагивают интересы работников, в частности в случае перемещения, отчуждения, закрытия предприятий и учреждений, а также в случае массовых сокращений штатов. С целью получения информации и проведения консультации при наличии таких обстоятельств или мер избранный комитет вправе организовать по их требованию встречу либо с центральным руководящим органом, либо с другим, более подходящим уровнем руководства, уполномоченным принимать самостоятельные решения в рамках предприятия или группы предприятий, действующих в масштабе Сообщества.

Текущие расходы Европейского рабочего совета несет работодатель. Конкретные параметры этих расходов, место проведения, количество и длительность встреч Европейского рабочего совета, процедуры информирования и консультирования устанавливаются соглашением, заключаемым между Европейским рабочим советом и центральным руководящим органом предприятия.