Д. Иные полномочия

Кроме полномочий, корреспондирующих закрепленным в ст. 14 ДЕС функциям Европейского парламента (законодательная и бюджетная функции, функция политического контроля и консультативная функция), данный институт наделен рядом иных полномочий, некоторые из которых имеют существенное значение для функционирования ЕС.

Так, после реформы Лиссабонского договора Европейский парламент получил право участвовать в пересмотре учредительных документов ЕС и Хартии Европейского Союза об основных правах. Он может инициировать внесение любых поправок в ДЕС и ДФЕС, а представители Европейского парламента являются полноправными членами Конвента, созываемого для утверждения консенсусом (т.е. с согласия и представителей Европарламента) новых реформ учредительных документов ЕС. В одобрении Европейского парламента нуждается и пересмотр Хартии Европейского Союза об основных правах, изданной в 2000 г. им совместно с Советом ЕС и Европейской комиссией (см. 2.5).

С 1987 г. (после вступления в силу Единого европейского акта) Европейский парламент уполномочен давать согласие на вступление в ЕС новых государств, без которого ни одна страна не может стать членом ЕС. Одобрение Европейского парламента требуется и при заключении соглашений о выходе действующих государств-членов из состава ЕС (см. 1.1).

Предварительного одобрения Европейского парламента требует принятие решения, констатирующего факт серьезного и устойчивого нарушения ценностей Союза любым государством- членом, что может повлечь за собой приостановление отдельных прав этого государства, вытекающих из его членства в ЕС (см. 2.4).

С одобрения Европейского парламента Совет ЕС предоставляет заинтересованным государствам-членам разрешение на осуществление продвинутого сотрудничества в рамках ЕС (см. 3.6), кроме продвинутого сотрудничества в рамках ОВПБ, которое санкционируется Советом после информирования Европарламента (ст. 329 ДФЕС).

Европейский парламент с правом решающего или совещательного голоса участвует в формировании ряда других институтов, органов и учреждений ЕС. Важнейшую роль играет утверждение Европейским парламентом состава главного исполнительного института ЕС – Европейской комиссии и, отдельно, избрание Председателя Комиссии по предложению Европейского совета. Комиссия в полном составе может быть отправлена в отставку только Европейским парламентом путем выражения ей вотума недоверия (см. 4.5).

Европейский парламент самостоятельно назначает сроком на пять лет Европейского омбудсмана, который проводит расследования нарушений порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений ЕС, включая и Европейский парламент (по итогам расследований Европейскому парламенту представляется доклад). С целью обеспечить реальную независимость Омбудсмана учредительные документы ЕС предусматривают, что досрочное прекращение его полномочий может производиться только Судом ЕС но ходатайству Европейского парламента (ст. 228 ДФЕС). С 2001 г. совместно с Советом ЕС Европарламент также назначает специального "информационного" омбудсмана ЕС – Европейского контролера по защите данных (см. 4.1).

После реформы Лиссабонского договора Европейский парламент получил право влиять на процесс формирования Суда ЕС, выдвигая одного представителя в специальный квалификационный "комитет", который дает заключения о пригодности кандидатов для осуществления должностей судей и генеральных адвокатов Суда ЕС (см. 4.6).

Как отмечалось выше, в рамках своих консультативных полномочий (т.е. с правом совещательного голоса) Европейский парламент участвует в назначении Счетной палаты и Дирекции Европейского центрального банка. Европейский парламент также предварительно заслушивает кандидатов на должности руководителей представительств (делегаций) Союза в третьих странах, назначаемых Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности (ст. 95 ВР).

После одобрения Европейского парламента заключаются важнейшие международные соглашения ЕС с третьими странами и международными организациями, в том числе соглашения по любым вопросам, по которым законодательные акты требуют утверждения Европейским парламентом (см. 3.5).

Европейский парламент в рамках своих функций и полномочий сотрудничает с парламентами государств-членов. Это сотрудничество развивается, прежде всего, в рамках специализированной инстанции под названием "Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза", сокращенно COSAC (см. 3.1). Сотрудничество и координация работы Европейского парламента с национальными парламентами осуществляются также в других формах: встречи (конференции) председателей парламентов и парламентских комиссий; открытые заседания постоянных комиссий Европарламента, на которые приглашаются парламентарии государств-членов; совместные заседания парламентских комиссий и др.