Лекция 16. ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (УЧАСТКИ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре на прокурорах лежит обязанность рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями в государственные или иные органы, являясь одним из конституционно-правовых институтов, закрепленных в ст. 33 Конституции РФ, активно используется прокурорами в качестве одного из важнейших способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, а в определенной мере и государственных интересов. Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. В последние годы наблюдается рост поступающих в органы прокуратуры жалоб и заявлений. Рассмотрением и разрешением жалоб в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники.

Работа с обращением граждан строится с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию, с одной стороны, о нарушениях прав и свобод граждан, об органах, должностных и иных лицах, их нарушающих, о совершенных преступлениях и о многих других негативных явлениях и, с другой — о недостатках в работе органов прокуратуры, недостойном поведении ее работников. Все это имеет большое значение в плане совершенствования многогранной деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ требует от прокуроров всех звеньев работу с обращениями граждан подчинять решению задачи защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать ее таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится разрешение вопроса (п. 5 приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, иных обращений граждан и приему посетителей организует, контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан организовать работу так, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления прокурорскими работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется специализированное управление по рассмотрению обращений и приему граждан; в прокуратурах субъектов РФ и им равных прокуратурах — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием посетителей в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Прокурорские работники могут также проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражаются сведения о гражданине, обратившемся к прокурору, краткое ОГЛАВЛЕНИЕ обращения и принятое решение.

В соответствии с действующей инструкцией в прокуратурах в доступном для граждан месте устанавливается ящик "для обращений". Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации поступающие в прокуратуру обращения докладываются прокурору-руководителю, который обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному прокурорскому работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа. Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в срок не позднее 30 дней, а не требующие изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной срок, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Обращения, поступившие от Президента РФ, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее 30 дней — требующие проверки и 15 дней — не требующие проверки. Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается прокурором в срок не позднее 15 дней со дня регистрации, если в самом запросе не установлен иной срок.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней, с обязательным сообщением об этом заявителю, в котором излагаются причины задержки и характер принимаемых мер (п. 5.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в ней обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной), иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

После проверки всех обстоятельств заявления или жалобы исполнитель составляет мотивированное заключение с приведением доводов заявителя и их сопоставления с результатами проверки. По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении, об инициировании перед следственными органами возбуждения уголовного дела. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиту общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.