Лекция 17. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

В результате изучения главы 17 студент должен:

знать понятие и природу принудительных мер медицинского характера, их виды, основания, цели и порядок применения; понятие конфискации как иной меры уголовно-правового характера, ее предмет, цели и порядок назначения;

уметь раскрывать уголовно-правовой характер принудительных мер медицинского характера; отличать конфискацию как вид наказания и вид иной меры уголовно-правового характера;

владеть навыками толкования и применения уголовно-правовых норм, содержащихся в разд. VI УК РФ.

Принудительные меры медицинского характера

Понятие и природа принудительных мер медицинского характера

УК РФ не дает определения понятия принудительных мер медицинского характера. В юридической литературе их признаки толкуются не совсем однообразно. Расхождения во мнениях непосредственно касаются юридической природы таких мер, взаимосвязи в них уголовно-правовых и медицинских характеристик, целесообразности применения данных мер к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и т.д. Эти расхождения в определенной части объясняются тем, что принудительных мер медицинского характера в том или ином ракурсе составляют предмет регулирования различных отраслей права.

На практике данное обстоятельство вызывает необходимость при осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского характера строго соблюдать не только Конституцию РФ, нормы уголовного, уголовно- процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, но и как указано в н. 1 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6, соответствующие положения ряда других актов: Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.1993 № 5487-1, Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ΦЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 07.05.2009 № 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением", а также иных нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу"[1].

Уголовно-правовой характер принудительных мер, о которых идет речь в гл. 15.1 УК РФ, следует понимать в том смысле, что их виды, основания и цели применения, продление, изменение и прекращение регламентируется нормами уголовного права, вследствие чего практическая реализация таких мер должна осуществлять в рамках отношений, во многих аспектах составляющих предмет данной отрасли права.

Основания применения принудительных мер медицинского характера перечислены в ст. 97 УК РФ. В соответствии с ней их назначение требует наличие трех обязательных условий.

Первое условие – совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Это обязательная предпосылка применения мер медицинского характера. Разъясняя ее, Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 07.04.2011 № 6 со ссылкой на ч. 2 и 3 ст. 443 УПК РФ, предписывая судам выносить постановление о прекращении уголовного дела, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, разъясняет, что при этом суд также отказывает в применении принудительной меры медицинского характера.

Второе условие – наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, определенного вида психического расстройства-, а) невменяемости, медицинские и юридические критерии которого сформулированы в ст. 21 УК РФ; б) психического расстройства, не исключающего вменяемости, если оно имеет место у лица, совершившего преступление; в) психического расстройства, делающего невозможным назначение или исполнение наказания; г) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Третье условие – порождаемая психическими расстройствами возможность причинения лицом в будущем иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ). Под возможностью причинения лицом иного существенного вреда нужно понимать реальную вероятность причинения любого нефизического вреда, в результате, например, совершения имущественных преступлений (краж, мошенничества, грабежа, разбоя и т.д.). Опасность для себя или других лиц – это, в том числе и опасность, возникающая в силу склонности к суициду.

В отношении лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости, лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, а также лица, совершившего преступление и страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемости, суд может в установленном порядке передать материалы дела в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации или направлении их в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Для принятия такого решения судом должны быть установлено, что данное лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-Φ3 в отношении лиц, указанных в п. а–в ч. 1 ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.