Лекция 9. Инвентаризация имущества и обязательств

Инвентаризация представляет собой периодическую проверку наличия, состояния и оценки активов и обязательств субъекта хозяйствования.

Задачами инвентаризации являются:

o проверка сохранности имущества путем сопоставления фактических остатков товарно-материальных ценностей с учетными данными;

o проверка состояния весоизмерительного хозяйства;

o проверка правильности хранения товарно-материальных ценностей;

o проверка полноты отражения в учете обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности).

Объектами инвентаризации независимо от местонахождения являются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы, а также финансовые обязательства (кредиторская задолженность, займы и резервы).

Требование о необходимости проведения инвентаризации закреплено в ст. 12 Закона о бухгалтерском учете. Порядок и условия ее проведения и оформления результатов регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации, ликвидации, преобразовании государственного или муниципального учреждения.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете инвентаризация основных средств проводится один раз в три года. При этом по отдельным видам основных средств имеются особенности. Например, в соответствии с письмом Минфина России от 4 ноября 1998 г. № 16-00-16-198 "Об инвентаризации библиотечных фондов" инвентаризация библиотечных фондов проводится в следующие сроки:

- наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, - ежегодно;

- редчайшие фонды - один раз в 3 года;

- ценные фонды - один раз в 5 лет;

- фонды библиотек до 100 000 учетных единиц - один раз в 5 лет;

- фонды библиотек от 100 ООО до 200 000 учетных единиц - один раз в 7 лет;

- фонды библиотек от 200 000 до 1 000 000 учетных единиц - один раз в 10 лет;

- фонды библиотек свыше 1 000 000 учетных единиц - поэтапно в выборочном порядке с завершением инвентаризации всего фонда в течение 15 лет.

При смене руководителя библиотеки или руководителя структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, инвентаризация библиотечного фонда или его части приравнивается к наступлению срока очередной инвентаризации. Форма акта о проверке библиотечного фонда утверждена приказом Минкультуры России от 2 декабря 1998 г. № 590 "Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда".

В целом инвентаризация представляет собой трудоемкий процесс, ее проведение будет иметь смысл, если предварительно соблюдены все правовые и организационные условия. Так, в каждом учреждении должны быть утверждены Положение об инвентаризационной комиссии, Положение о порядке проведения инвентаризации, график проведения инвентаризации. Эти локальные акты обычно разрабатывает главный бухгалтер учреждения.

В Положении об инвентаризационной комиссии указываются принципы формирования постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее права и обязанности, количественный и качественный состав, порядок ее учреждения, а также порядок утверждения персонального состава и его изменений.

Примерные положения о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств учреждения и о постоянно действующей инвентаризационной комиссии приведены в Приложениях 7 и 8 к настоящему изданию.

Инвентаризационные комиссии отвечают:

o за своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения и соблюдение ее порядка;

o полноту и точность внесения данных о фактическом наличии (остатках) имущества в инвентаризационные описи и сличительные ведомости;

o правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях);

o правильное и своевременное оформление результатов инвентаризации.

Кроме вышеперечисленных обязанностей руководитель может обозначить и другие обязанности членов комиссии. Например, оценка состояния основных средств, нематериальных, материальных запасов как на стадии принятия на учет, так и находящихся в эксплуатации; определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов, если он не установлен применяемыми в целях бюджетного учета нормативными документами; определение рыночной стоимости неучтенного имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации.

Инвентаризация имущества проводится постоянно-действующей инвентаризационной комиссией, состав которой также утверждается приказом руководителя учреждения. Этот приказ может быть зарегистрирован в "Журнале контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризаций" ф. 0317019, если в приказе учреждения об учетной политике будет сделана запись о необходимости такой регистрации.

Последовательность проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете представлена на рис. 9.1.