Интуиция и принятие решений

В последние годы западные (преимущественно американские) теоретики и практики менеджмента стали обращать особое внимание на роль интуиции при принятии управленческих решений. Обычно под интуицией понимается непосредственное познание без предварительного осознания путей (например, каких-либо доказательств), которые привели к данному знанию. Интуиция развивается в процессе деятельности человека, в том числе профессиональной. При этом в ней своеобразно соединяются образное и понятийное мышление. Считается, что хотя интуитивное принятие решений и является неосознаваемым процессом, основанном на "дистиллированном" опыте, оно может дополнять систематический анализ[1].

Выделяют следующие обстоятельства, при которых возникает необходимость полагаться на интуицию[2]:

• информация, имеющаяся в распоряжении при принятии решения, является ограниченной и не очень содержательной;

• имеется большая степень неопределенности и недостаточно прецедентов, которые служили бы направляющим примером;

• данным, имеющимся в распоряжении при принятии решения, нелегко придать форму для количественного анализа, и потому они могут быть использованы лишь ограниченно;

• время, имеющееся для принятия решения, очень ограничено;

• имеется много одинаково привлекательных вариантов решения.

На основе анализа материалов интервью со многими руководителями крупных американских компаний выделяется ряд рекомендуемых процедур, помогающих подтолкнуть менеджера к интуитивному подходу при принятии решений[3].

1. Сохраняйте данную проблему во всей ее полноте в вашем сознании.

2. Постоянно уточняйте проблему.

3. Рассматривайте много альтернатив одновременно.

4. Не бойтесь наивных, подобных детским, утверждений. Как говорил Пикассо, "нужно очень много времени, чтобы стать молодым".

5. Помните об ошибках мышления и полагайтесь на невербальные представления. Французский математик Лнри Пуанкаре, лежа в постели, нарисовал воображаемые тучи, которые сталкивались и соединялись, что стало основой для его открытия определенных математических функций.

6. Делайте различия между реальными и воображаемыми препятствиями, которые не следует преодолевать.

7. Не чувствуйте себя обязанным оправдываться за "зигзаг" или туманный путь к цели. Правильную дорогу трудно распознать.

8. Не рассчитывайте на постоянный успех. Чувствуйте уверенность в своей способности преодолевать ряд препятствий на пути к ускользающей цели. Дорога к интуиции, в конце концов, всегда является скользкой.

В последнее время все большее внимание исследованиям различных сторон проявления интуиции в профессиональной деятельности менеджера уделяется в США. Здесь имеется немало руководителей различного управленческого ранга, которые, несмотря на все более широкое применение электронно-вычислительной техники и математического моделирования в процессе принятия решений, также используют в своей деятельности интуитивный подход[4].

Как показывают имеющиеся данные, "интуитивные" менеджеры характеризуются скорее перцептивностью, чем реактивностью. Они больше поглощены общими замыслами в отношении своего бизнеса, нежели специфическими проблемами, с которыми встречаются их компании. Воспринимая общую картину сразу, они в конечном итоге фокусируют свое внимание на все меньших и меньших частях. "Неинтуитивным" менеджерам кажется, что нужно действовать наоборот, сначала разглядывая детали, которые необходимо привести в порядок, а затем рекомендуя их постепенное улучшение.

"Интуитивные" менеджеры принимают таинственность и амбивалентность делового мира как неизбежность. Присущие ему неизвестность и противоречивость постоянно приводят к сюрпризам, которые застают врасплох менеджеров, не обращающихся к интуиции.

Хотя не имеется никаких достаточных доказательств существования так называемого внутреннего опыта личности, ряд психологов и представителей других наук пытается обосновать важность предвидения в сфере бизнеса. Интересные в этом плане результаты получил У. Агор, исследование которого охватило две тысячи американских менеджеров, работающих в деловой, правительственной и академической сферах. Согласно полученным им данным менеджеры высшего ранга в большей степени полагаются па интуицию, чем нижестоящие. Такой же вывод можно сделать в отношении женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами и в отношении менеджеров – уроженцев Азии по сравнению с теми, кто появился на свет на Западе. Однако женщины менее склонны признавать свое обращение к интуиции, опасаясь, что это может быть расценено как признак слабости.

В одной из последующих работ Агор опросил 70 менеджеров, получивших наивысшие оценки по его шкале "способности к интуиции". Все, кроме одного из опрошенных, признавали использование интуиции при принятии наиболее важных решений, хотя многие держали это обстоятельство в секрете от сослуживцев. Ситуации, рассматриваемые как наиболее подходящие для использования интуиции, были сопряжены с высокой степенью риска или неопределенности, а проблемы были беспрецедентными и имели несколько вероятных решений. В то же самое время многие из опрошенных признавали, что их худшие решения принимались тогда, когда они не обращались к своей интуиции.

Имеется ли связь между интуицией менеджера и его эффективностью? Обнаружена корреляция между "силой предвидения" главы компании и ее рентабельностью. При этом неформальная атмосфера, сложившаяся в организации, поощряет проявления креативности. Один из важных выводов, которые делает Р. Роуан на основе интервьюирования многих руководителей американских компаний, состоит в том, что "чем выше ранг менеджера, тем, по всей вероятности, недостаточнее будут данные, используемые им для принятия решения. Но тогда администраторы на более высоких уровнях всегда имеют дело с более масштабными и долгосрочными проблемами, специфические стороны которых трудно различимы. Кроме того, менеджеры на высших этажах управления обычно имеют больше возможностей для использования нелогичных, интуитивных подходов во всем, что бы они ни делали"[5].

В США имеется ряд научно-исследовательских организаций, сотрудники которых ведут работы с целью верификации интуиции и поиска новых ее применений. Разрабатываются также прикладные проекты с целью определения лиц с высоким уровнем интуиции в различных профессиональных сферах.

С целью обострения интуиции управленческого персонала и повышения уровня его креативности во многих компаниях используется тренировка чувствительности. Заканчивая подобное обучение, участники тренировочных групп начинают понимать:

1) что обращение к своей интуиции дает дополнительную информацию для работы менеджера;

2) что другие сотрудники их фирмы могут смотреть на мир иначе, чем они сами, по эти различия являются частью "креативного строения" компании;

3) что выгодно внимательно присматриваться и прислушиваться к людям, чтобы затем пожинать плоды их интуиции.

Важным результатом заметного в последнее время внимания ряда теоретиков и практиков менеджмента к интуитивному принятию решений является также организация во многих американских университетах специальных курсов но развитию интуиции и творческих способностей.