Лекция 3. ИНТЕРНЕТ – СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ?

Жаль, что нельзя себе представить то, что не с чем сравнить.

Владимир Набоков. Дар

В последнее время некоторые специалисты относят к СМК и Интернет. Его история начиналась с того, что в 1969 г. в одной из лабораторий Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе был проведен эксперимент: два стационарных компьютера, соединенных друг с другом, впервые в мире успешно обменялись данными. Мало кто мог себе представить, что всего лишь через двадцать с небольшим лет появится глобальная компьютерная сеть Интернет, а число ее пользователей приблизится к 2 млрд. Возникновение Интернета стало одной из вех развития так называемой техногенной цивилизации. В отличие от традиционных обществ, в техногенной цивилизации ключевым словом и основной ценностью считается инновация, новое как таковое.

Часть Интернета мы используем как библиотеку, когда обращаемся к поисковым системам; часть может использоваться в целях межличностной коммуникации, специальной (когда вы в рамках своих служебных обязанностей обращаетесь к нему). Не забудем, что часть интернет-пользователей, зафиксированных статистикой, составляет огромную армию игроков в онлайн-игры[1], соответственно, лишь часть интернет-площадок может быть идентифицирована как массовая коммуникация.

На начало XXI в. российских интернет-пользователей было от 3 до 9 млн. Называя интернет-пользователем человека, который имеет доступ в Сеть и пользуется ею не реже одного раза в месяц (понятно, что в таком случае пользователя Интернетом по числу вхождения в Сеть трудно сопоставлять с человеком, который входит в контакт с основными СМК: последний делает это гораздо, даже принципиально, чаще. – Л. Ф.), специалисты оценивали проникновение Интернета в 10,5% среди городского населения в возрасте от 16 до 64 лет[2].

По данным ROMIR Monitoring, на начало 2006 г. количество россиян, пользующихся Интернетом, составляло 22% от взрослого населения России[3]. По результатам исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" в середине 2009 г., полугодовая аудитория Рунета достигла почти 40 млн человек, или 35% всего взрослого населения России. Позднее исследователи стали улавливать реальность, которая имела дело с более частыми посещениями этой информационной площадки. Но поначалу выход в Интернет не дифференцировался по своим целям. Это обстоятельство нужно четко осознавать, когда мы пытаемся с помощью цифр получить об этих процессах реальное представление.

На весну 2012 г. проникновение Интернета среди взрослого (старше 18 лет) населения России составило 51%, или 59,5 млн человек, при этом доля активной аудитории, выходящей в Интернет хотя бы раз за сутки, – 39% (46,6 млн человек)[4].

С 2002 г. Россия находится в десятке стран с самыми высокими показателями проникновения Интернета в процентном отношении к численности населения (девятое место в 2012 г.)[5]. В целом проникновение Интернета в странах

мира характеризуется такими цифрами (% от населения): Австралия – 90; Великобритания – 84; Германия – 83; Япония – 80; США – 78; Франция – 77; Испания – 66; Италия – 59; Россия – 51; Бразилия – 39; Китай – 38[6].

При этом между различными источниками информации, которыми пользуются наши современники, нет четкого разделения. Так, по данным ФОМа, 92% россиян чаще всего узнают новости и информацию по телевидению, 38% – из печатной прессы, 32% – из новостных сайтов в Интернете, 25% – из разговоров с родственниками, друзьями, знакомыми, 25% – по радио, 12% – из форумов, блогов, сайтов социальных сетей, зачастую совмещая эти источники. К этим источникам люди испытывают разные степени доверия. Так, отвечая на вопрос "Скажите, пожалуйста, новостям, информации из какого источника вы доверяете больше всего?", россияне в среднем по стране назвали телевидение (55%), печатную прессу (13%), новостные сайты в Интернете (5%) в большей степени заслуживающими доверия по сравнению с разговорами (3%), радио (3%), форумами, блогами и сайтами социальных сетей (2%). Автор статьи, из которой мы взяли эту статистику, ставит такой вопрос: можно ли считать 51% россиян, которые точно имеют доступ к Интернету, причем 39% из них – ежедневный, "партией Интернета"?

Наиболее активно использующая интернет-источники для получения информации часть россиян пользуется и телевидением, и радио, и газетами, в большей степени доверяя информации и новостям не из Интернета. Им ничто не мешает ограничить свое информационное поле только Интернетом, который предлагает больше информации, разрешает ее выбирать и не тратить времени и денег на ненужную информацию. Однако этого не происходит, что ставит под сомнение деление России на "партию телевизора" и "партию Интернета"[7]. К. Мартынов утверждает: "Нужно изучать динамику развития Интернета и попутно избавляться от мифов. Одним из таких мифов является уже упомянутое утверждение, согласно которому есть “партия Интернета” и “партия телевизора”. Сто лет назад, наверное, что-то подобное тоже писали о передовых радиолюбителях и безмозглых читателях газет, но сейчас ошибку можно не повторять"[8]. "Мы можем с большой долей уверенности сказать, что “люди Сети” делятся на множество разных групп, партий, объединений, сообществ и обществ и ни к кому не примыкающих индивидуумов сообразно вкусам, интересам, взглядам"[9].

В США и Великобритании пользователей Интернета почти столько же, сколько людей, которые смотрят аналогичное время телевизор. Согласно исследованию Nielsen/ /NetRatings, 47% пользователей подключаются к Интернету прежде всего для получения информации (новостной или просто развлекательной). Использование почты, покупки по Интернету отступили на второй план. И опять – расхождение цифр у разных источников: на экономическом форуме в Давосе в 2010 г. британский ученый сэр Т. Бернерс-Ли, которого считают родоначальником Интернета, заявил, что сейчас только 20% населения мира пользуются Интернетом.

Росту аудитории Интернета в России способствует падение цен на услуги провайдеров, доступность новых технологий передачи данных, а также то, что сам Рунет постепенно становится больше и интереснее. Некомпьютеризованными считаются 78% россиян. Почти три четверти наших соотечественников не имеют доступа к Интернету, а около 8,5 млн человек вообще не знают, что это такое.

Рост аудитории Интернета стимулирует развитие сопутствующих бизнесов. Так, согласно недавним исследованиям, рынок интернет-рекламы является сегодня одним из самых динамичных сегментов рекламного рынка[10]. Это относится и к России. Даже сразу после кризиса 2008 г.[11] Интернет оказался единственной рекламной средой, в которой не отмечалось снижение доходов. К концу 2007 г. в Интернете ожидался миллионный домен (адрес сайта) с буквами .RU.[12] Конечно, эти цифры пока существенно уступают германскому домену .DE (более 11 млн) или британскому .UK (более 6 млн).

Беглое знакомство с темпами развития Сети в мире дает впечатляющие примеры. Количество пользователей Интернета в мире ежегодно удваивается, и этот рост продолжится в течение многих лет.

Для России остается одна серьезная проблема – стоимость подключения к Интернету. На российском рынке преобладают операторы-монополисты, диктующие искусственно завышенную (даже по европейским меркам) цену за использование инфраструктуры. Проблемой остается и отсутствие достаточного количества русскоязычного контента в Интернете, который бы привлекал внимание российских пользователей. В России не развиты интернет-коммерция, интернет-банкинг, трансакции с использованием карт[13].

До сих пор примерно 40 тыс. населенных пунктов России (а это около трети) фактически отрезаны от мира, поскольку не имеют даже телефонной связи. Комплекс мер, направленных на стимулирование использования ИКТ, направлен на информатизацию социальной сферы (выравнивание уровня оснащения ИКТ бюджетных организаций в сфере здравоохранения и образования, подключение к Интернету всех российских школ и создание в них компьютерных классов); интеграцию электронных баз данных министерств и ведомств в так называемое единое электронное правительство; устранение инфраструктурных диспропорций в сфере связи и формирование доступной ИКТ-инфраструктуры[14]. В 2006 г. стартовала целевая программа "Компьютер – в каждый дом": она рассчитана на россиян, у которых нет дома персонального компьютера. Компьютеры реализуются через отделения "Почты России" по всей стране. На эти ПК установлены фиксированные цены[15].

О месте России среди бывших советских республик по доступности Интернета говорят данные, представленные в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Доступность Интернета и компьютеров населению постсоветских стран

Страны

Количество компьютеров, подключенных к сети (на 10 тыс. жителей)

Количество пользователей Интернетом (на 100 жителей)

Количество персональных компьютеров (на 1 тыс. жителей)

Азербайджан

0,42

8,07

2,31

Армения

6,27

4,96

6,61

Белоруссия

7,04

34,80

н/д

Грузия

13,95

3,89

4,25

Казахстан

15,25

2,70

н/д

Киргизия

11,00

5,32

1,90

Латвия

258,69

44,65

21,92

Литва

274,25

35,67

15,47

Молдавия

31,21

9,52

2,63

Россия

59,37

15,19

12,13

Таджикистан

0,24

0,08

н/д

Туркмения

1,21

0,73

н/д

Узбекистан

1,11

3,32

н/д

Украина

27,70

9,81

3,89

Эстония

476,44

51,92

48,91

Примечание: по состоянию на конец 2005 г.[16]

В начале 2007 г. Всемирный экономический форум опубликовал доклад по глобальному развитию информационных технологий. В отчете представлен рейтинг 122 стран по степени использования ими современных IT-технологий[17] (табл. 3.2).

При составлении рейтинга исследователи руководствовались рядом параметров: учитывались восприимчивость страны к техническим нововведениям, развитие сетевой инфраструктуры, а также уровень проникновения высоких технологий в бизнес и государственный сектор. Подобные

Таблица 3.2

Рейтинг стран по степени использования современных IT-технологий

Место

Страна

Баллы

1

Дания

5,71

2

Швеция

5,66

3

Сингапур

5,60

4

Финляндия

5,59

5

Швейцария

5,58

6

Нидерланды

5,54

7

США

5,54

8

Исландия

5,50

9

Великобритания

5,45

10...

Норвегия

5,42

70...

Россия

3,54

122

Чад

2,16

рейтинги составляются ежегодно, разными организациями, с учетом разных составляющих. Так, по данным исследовательской компании The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist)[18]. Россия оказалась на 49-м месте по степени развития IT-сектора в мире – между Индией и Китаем. Составители рейтинга принимали в учет не только текущее состояние разработок и исследований в -индустриях различных стран, но и такие факторы, как бизнес-среда, законодательство, инфраструктура, человеческий капитал, поддержка со стороны правительства. По их оценкам, примерно через десять лет компьютер будет доступен каждому россиянину.

Меж тем первый в мире закон, гарантирующий гражданам выход в Интернет на высокой скорости, появился в Финляндии[19]. Власти республики уверяют, что на беспрецедентный шаг их толкнуло осознание того, насколько важна глобальная сеть для рядового финна. С 1 июля 2010 г . каждому финну гарантировано право подключения к каналу связи со скоростью не менее 1 Мбит/с. Обязанность обеспечить такой нижний порог скорости ложится на плечи провайдеров. До 96% населения этой страны имеет постоянный доступ к Интернету. В других развитых странах уровень проникновения ниже. По данным IntemetWorldStats, в Нидерландах эта цифра (округленно) составляет 90% граждан, в Норвегии – 88%, в Канаде – 84%, в Швеции – 77%, в Японии – 74%, в США и Великобритании – но 73% населения. А средний мировой показатель интернет-охвата населения – 21%. Опрос, проведенный по заказу ВВС, показал, что почти 80% респондентов по всему миру считают, что доступ к Интернету должен стать фундаментальным правом личности. Пока правительства других стран не стремятся принимать законодательную норму о всенародной интернетизации и гарантировать скоростной канал во Всемирную паутину.

В России пока и речи быть не может о всеобщем праве на Интернет.