Интернет и информационные технологии

Давно уже стад аксиомой тот факт, что в XX в. информация стала важнейшим фактором культуры. Данный тезис подтверждается хотя бы тем, что для обработки информации были созданы специальные информационные технологии, развитие которых значительно изменило жизнь людей. Под информационными технологиями подразумевается вся компьютерная техника, бытовая электроника, телевидение, радио и, конечно, Интернет. Вопросы информационного развития и информационной безопасности общества обсуждаются на государственном уровне. И хотя борьба политиков с так называемым информационным хаосом, например, с помощью цензуры в Интернете, выглядит сомнительно, как сомнительно и само понятие информационного хаоса, все же очевидно, что игнорировать влияние глобальных информационных сетей на бизнес, политику и повседневную жизнь невозможно.

В конце XX в. развитие информационных технологий привело к созданию глобальной информационной сети Интернет. В 1969 г. два удаленных друг от друга компьютера смогли обменяться сообщениями – это событие и стало началом глобальной интернет-коммуникации.

С технической точки зрения, Интернет – это объединение транснациональных компьютерных сетей, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающие информацию по всем доступным типам линий. Сеть Интернет децентрализована, поэтому отключение даже значительной части компьютеров не повлияет на ее работу. Каждый месяц глобальная сеть увеличивается как минимум на 10%, к ней подключаются все новые и новые компьютеры. В развитых странах Интернет не менее доступен, чем телефон или телевидение. Интернет влияет на способы общения людей, потеснив почту и даже телефон; но наиболее важная функция Интернета – предоставление людям универсального метода доступа к любой информации.

Материальная основа Интернета – серверы, кабели, модемы; но сам Интернет представляет собой пространство информации. Если поначалу Интернет обслуживал только учебные и исследовательские программы, то теперь он востребован в бизнесе, политике, рекламе, искусстве; кроме того, он стал глобальной сферой общения. В архивах свободного доступа глобальной сети можно найти информацию по всем видам человеческой деятельности, по всем более или менее важным событиям, причем, за минимальное время.

В связи с возникновением и развитием Интернета, в современном языке появились новые понятия: киберкультура, киберкоммерция, киберреклама, киберпреступность, киберпространство; в психологии возник новый раздел – киберпсихология, изучающий особенности киберобщения. Развитие интернет-технологий породило ряд новых проблем в области философии, психологии, социологии. Одна из них – проблема виртуального общения. Появившись как результат технической революции и развития познания и науки, Интернет стал самодостаточным, а его создатели – простыми пользователями, так же, как и другие "жители" всемирной сети. Конечно, у Интернета есть границы, но это границы возможностей человека, и они постепенно расширяются.

Интернет, как и многие другие технические достижения, таит в себе не только возможности, но и опасности. Отчаянные критики новой киберкультуры утверждают, что Интернет и наступление компьютерных технологий разрушают культуру, образ мышления и образ жизни человека, их победа будет катастрофой для человечества. Главный аргумент таков: компьютерные технологии нарушают чувство реальности, позволяющее человеку отличать действительность от воображения, реальность от иллюзии. Такие изменения сознания особенно заметны у любителей компьютерных игр: ученые заявляют о том, что каждый десятый киберигрок становится зависимым от игровой программы. Помимо изменений в психике, это влечет и очевидные проблемы со здоровьем, ведь игрок проводит за компьютером большую часть времени, почти неподвижно, сосредоточившись на мониторе.

Сторонники же распространения компьютерных технологий утверждают, что компьютерные игры – те же сказки, которые рассказывали детям во все времена. Подростки, увлеченные компьютерными играми, отличаются даже большей потребностью в общении и друзьях; они читают не меньше, чем их не столь погруженные в виртуальный мир сверстники, а поведение любителей компьютерных игр отнюдь не отличается повышенной тревожностью или агрессией. Что же касается упреков в уходе от реальности – следует учитывать, что еще несколько десятилетий назад свидетельством такового считалось излишнее увлечение чтением; тогда как сегодня утверждают, что дети и подростки мало читают. Проблема заключается не в компьютере или книгах, а в самих людях: для человека, обделенного вниманием, испытывающего проблемы с общением, ощущающего себя заброшенным и ненужным, компьютер – лишь средство ухода от реальности, но не причина; таким же средством могут быть телевизор, алкоголь или наркотики. То есть, причина не в том, что киберкультура пленяет людей, а в психологическом неблагополучии того или иного человека. Компьютерные игры привлекают и детей, и взрослых, они удовлетворяют потребности в упорядочении мира, могуществе или контроле. Многие компьютерные забавы тренируют интеллект и память, оттачивают волю и обостряют внимание, учат планировать и анализировать. При одном условии: что они остаются средствами для достижения целей, а не самими целями. Но сама по себе проблема зависимости или отчужденности порождается вовсе не Интернетом, киберкультурой и компьютерными технологиями.

Современный человек живет в иной реальности, чем еще полстолетия назад, приспосабливается к ней, ищет новые возможности для творчества, испытывает страх – реальный или мнимый, который неизбежен при встрече с неизвестным. Безусловно, развитие компьютерных технологий порождает целый ряд проблем в обществе (свободы и контроля, влияния и безопасности), меняет сознание людей, и ставит вопрос о природе виртуальной реальности. Сам термин "информация" превращается в одно из ключевых понятий философии. Виртуализация культуры и сознания – один из актуальных вопросов современной философии, но острота и актуальность вовсе не повод для призывов вернуться в каменный век.