Интернациональное телевизионное пространство

Представляется, что концепция общечеловеческих ценностей, под сенью которой развивалась мировая гуманитарная мысль последней трети XX в., станет той платформой, на которой будет решаться и вопрос об интернациональном телевизионном пространстве. В конце века активно развивались общегосударственные структуры вещания на группу стран. В Европе возникло несколько телеканалов, прием которых стал возможен практически во всех странах региона. По этим каналам передаются как национальные телевизионные программы, так и собственно интернациональные – это, как правило, развлекательное вещание (фильмы, популярная музыка). Часть этих каналов принимается бесплатно, поскольку они существуют за счет рекламы, часть – на основе абонементной платы. Всего европейские спутники транслируют более 20 теле- и около сотни радиоканалов. Частные эфирные и спутниково-кабельные службы множатся и наращивают аудиторию. Они усиливают процесс либерализации и "дерегулирования" вещания. Основные потребители трансграничных каналов – подписчики кабельных систем. На первое место по числу зрителей, охваченных кабельными системами, вышла ФРГ, второй стала Голландия, тройку лидеров замкнула Бельгия.

По содержанию спутниковые каналы можно разделить на общие (развлекательные) и специализированные (тематические); по охвату аудитории – на панъевропейские и региональные. Программа может выходить только на одном языке, или для зрителей разных стран предлагается вариант программы на их языке (с помощью перевода в виде субтитров или закадровой речи). Вывод, который делают специалисты, состоит в том, что чем разнообразнее, оригинальнее национальные телепрограммы, тем меньше в стране шансов у международных спутниковых каналов.

Спутниково-кабельные каналы при программировании используют стриппинг – выпуск сериалов или циклов в одно и то же время в течение нескольких дней подряд или в определенные дни недели. Зрители точно знают, какая передача идет в данное время, и легко идентифицируют канал. Каналы часто прибегают к тактике многократных повторов одной и той же передачи в разное время дня и в разные дни педели, чтобы каждый зритель смог посмотреть, допустим, фильм тогда, когда захочет. Такие повторы позволяют покрыть расходы на создание или покупку передачи.

Американская по происхождению система спутниковой связи "Иителсат" функционирует с начала 1970-х гг. Вещательный канал, пользующийся ее услугами, обеспечивает себе прием в 180 странах мира.

До недавнего времени программы нашего телевидения принимались во всей Европе – от Скандинавии до Португалии, – будучи транслированными через спутник "Горизонт". В 2001 г. в эфир вышла русскоязычная версия информационного телеканала Euronews, основной принцип работы которого – беспристрастность. Российская государственная телерадиокомпания (ВГРТК) является одним из пяти крупнейших акционеров Euronews наряду с Францией, Испанией, Италией и Швейцарией. Ей принадлежит 16% акций канала, она принимает участие в реальном управлении компанией.

В 2005 г. возник первый российский англоязычный круглосуточный телеканал Russia Today, призванный поддерживать за рубежом положительный образ нашей страны. Работа производится полностью на цифровом оборудовании. У канала была мощная поддержка со стороны властных структур. Есть несколько зарубежных корпунктов. Потенциальные рекламодатели уже имеются, но понятно, что зарабатывание денег не является здесь основной целью[1]. Канал вещает на английском языке: основная аудитория живет за пределами России. Поэтому на канале много сотрудников из Великобритании, и почти все ведущие – иностранцы. Полномасштабное вещание будет осуществляться на Северную Америку, Канаду и Мексику, на территорию Европы, па Азию, Африку, Австралию и Новую Зеландию. Двадцать четыре часа в сутки отданы под выпуски новостей: в программе передач каждый час значится получасовой информационный выпуск; в промежутках транслируются документальные фильмы, тематические репортажи и другие программы. Как утверждают на телеканале, их задача – не пропаганда России. Это взгляд на Россию из России, точки зрения на то, что происходит в мире, что представляет собой наша страна, ее культура, бизнес[2].

В последнее время российская государственная радиокомпания "Голос России" расширила свою аудиторию в Германии. С 2006 г. она начала вещание в цифровом стандарте. Трансляции идут круглосуточно на немецком, русском и английском языках. Услышать "Голос России" можно также с помощью мобильных телефонов. Мобильный стандарт был внедрен накануне проведения в стране чемпионата мира по футболу. В радиокомпании уверены, что "Голос России" завоюет таким образом новую международную аудиторию[3].

Национальные газеты на международном рынке

Более ранней практикой было распространение за пределами своей собственной страны крупных национальных газет. Таковыми на сегодня являются американские "Нью-Йорк Таймс" и "Уолл-стрит джорнал", немецкие "Зюддойче цай-тунг", "Франкфуртер альгемайне" и др. Сегодня с появлением электронных версий в Интернете эта практика перестала быть исключением и приобрела принципиально новый размах. Медиаимперия Мердока включает 110 газет в США, Великобритании и Австралии, кабельный телеканал Fox News, теле- и киностудии, а также интернет-порталы. В России Dow Jones владеет 33,3% акций компании "Бизнес Ныос Медиа", издающей газету "Ведомости" и журнал Smart-Money[4].

Отмеченные тенденции, характерные для массовых информационных процессов в конце века, идентифицируются аналитиками как свидетельство возникновения информационного общества. Основой определения общества в качестве такового является такой социодемографический параметр, как участие большинства населения в производстве информации, циркулирующей в обществе. Второй параметр – экономический – состоит, по-видимому, в том, что все большая доля ВНП тратится на информационную индустрию. Тенденции обозначены в документах ЮНЕСКО: развитие коммуникационной технологии; возрастающее число информационных субъектов; растущее число обсуждаемых на мировом уровне проблем, связанных со взаимоотношениями в сфере мировых информационных ресурсов; обеспечение национальной информационной безопасности, ее правовые аспекты и т.д.

Стоит отметить, что у российских компаний, государственных ведомств, медийных структур появилась возможность доступа к мировым источникам информации. Компания LexisNexis и Интерфакс объявили о поисковом сервисе с информацией из десятков тысяч СМИ со всего света. Это архив прессы, содержащий около 37 тыс. источников информации, информацию о компаниях, анализ тональности публикаций[5]. В базах компании хранятся терабайты уникальной информации, по объему которой LexisNexis могут поспорить даже с Интернетом.

Мы рассмотрели место коммуникатора в коммуникативном процессе как "начало всех начал", что позволяет констатировать необходимость смены парадигмы его взаимоотношений с аудиторией. Видеть в ней не только (и не столько) объект деятельности, но и субъекта – веление времени. Организационные принципы системы массовых коммуникаций, которые имеют большое разнообразие, лишь инструмент в этом процессе.