Интернационализация высшего образования

Главная форма интернационализации высшего образования (ИБО) – обмен студентами. Доля России в мировом образовательном рынке невелика – чуть больше одного процента. В российских вузах в 2002 г. обучалось около 70 тыс. студентов из 150 стран мира. В числе ведущих партнеров России – страны Запада. Российские студенты наиболее крупно представлены в США (до б тыс.); заметно меньше их в других ведущих странах мира (например, во Франции – около 1700). Численно отечественные студенты за рубежом явно уступают обучающимся в России иностранцам.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках Содружества независимых государств (СНГ) – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские культура и язык (Армения, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования на постсоветском пространстве, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, состыковка учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризация русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Россия декларирует приоритеты по ИБО для партнеров по Содружеству независимых государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно. Фактически иностранные студенты представлены в основном представителями дальнего Зарубежья.

Российская Федерация в 2003 г. присоединилась к Болонским соглашениям 1999 г. о создании общеевропейского пространства в сфере высшего образования. Этот шаг должен облегчить договоренности о взаимном признании российских и европейских дипломов. В перспективе – широкие возможности "экспорта" нашего образования. Предполагается в будущем отказаться от понятия "учебный курс", заменив его на "зачетный кредит". Зачетные кредиты позволят признавать и засчитывать дисциплины, прослушанные в любом университете страны – участницы Болонских соглашений.

Вступление в Болонский клуб вызвало в университетских кругах неоднозначную реакцию. Высказываются опасения, что произойдет коренная и неоправданная ломка отечественного высшего образования. По мнению В. Садовничего, последствием присоединения России к Болонскому процессу может стать понижение "планки нашего образования".

Россия, стремясь к международной интеграции высшего образования, ставит на первое место экономические и собственно педагогические задачи. ИВО – заметный источник доходов высших учебных заведений, способ инвестиций в образовательные институты путем использования платы иностранных студентов. Россия нуждается в международных программах высшего образования, поскольку ощущает нехватку финансовых и иных ресурсов в сфере образования.

ИВО наталкивается на серьезные препятствия. Экономические механизмы ИВО остаются менее развитыми, чем на Западе. Далека от решения проблема эквивалентности российских и иностранных дипломов об образовании. Острая тема – обеспечение безопасности иностранных студентов, прежде всего из стран третьего мира.