Интересы основных импортеров энергоресурсов

США одними из первых разработали национальную стратегию в сфере энергетики. Современная энергетическая доктрина США выделяет следующие угрозы в данной сфере: энергетическая зависимость от иностранных государств; нарушение баланса между спросом и предложением на энергоресурсы, приводящее к энергетическим кризисам внутри страны; чрезмерное повышение цен на энергоресурсы, отрицательно влияющее на экономику. Разработчики американской энергетической доктрины усматривают возможность минимизации этих угроз в пяти видах деятельности: во-первых, разработка энергосберегающих технологий, во-вторых, консервация собственных источников энергоресурсов, в-третьих, рост собственного производства и добычи за рубежом, в-четвертых, увеличение импорта энергоресурсов1, в-пятых, использование альтернативных источников энергии.

Для обеспечения национальной энергетической безопасности США наметили, среди прочего, следующее:

• установить полный контроль над поставками нефти из стран Ближнего Востока путем укрепления связей с арабскими союзниками;

• осуществить меры по свержению антиамериканских режимов в Ираке (достигнуто в 2003 г.) и Иране;

• получить преференции для американских нефтяных компаний при разработке месторождений (с использованием влияния госаппарата на двусторонние отношения США и нефтедобывающих стран);

• укрепить позиции США и американских компаний в Каспийском регионе, установить связи с компаниями и госструктурами в Казахстане для транспортировки нефти этих регионов2.

Некоторые обозреватели в похожем ключе трактуют и ситуацию вокруг Афганистана. Вашингтон использовал антиталибскую кампанию для усиления своего присутствия в Центральной Азии: ведь ее часть, обращенная к Каспию, содержит огромные запасы углеводородов. Кроме того, контроль США над Афганистаном позволит воскресить идею строительства газопровода из Туркмении к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан.

Очевидно, что США прибегают не только к дипломатическим, но и к силовым методам решения проблем энергетики.

В рамках обеспечения национальной энергетической безопасности США уделяют повышенное внимание СНГ, особенно Каспийскому региону. Америка непосредственно не участвует в решении правового статуса Каспийского моря, что не означает отсутствие интересов этого государства в регионе. Стабильное и надежное снабжение энергоресурсами из стран Каспийского региона позволит уменьшить уязвимость США в отношении перебоев в поставках углеводородного сырья. Еще администрация Клинтона объявила Каспий зоной национальных интересов США. Интерес США состоит в стремлении ослабить свою нефтяную зависимость от стран Ближнего Востока и Латинской Америки (особенно ввиду леворадикальных и антиамериканских тенденций в ряде ключевых нефтедобывающих стран, например в Венесуэле). США рассматривают запасы нефти и газа Каспия как резервные, которые должны быть выведены на международный рынок постепенно в зависимости от мировых цен на углеводородное сырье. Страны, преимущественно интересующие США, — Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, а также Грузия как транзитная страна. Очевидно, что распределение американских инвестиций в нефтегазовую отрасль обходит стороной Россию и Иран.

В начале третьего тысячелетия Евросоюз осознал (что отражено в ряде документов ЕС) реальность брошенного ему природой вызова: государства — члены ЕС не обладают собственными энергетическими ресурсами, которые позволили бы им развиваться, не завися от импорта энергоносителей.

В 2007 г. Европейская комиссия представила следующие расчеты: зависимость Евросоюза от импорта энергоносителей к 2030 г. возрастет с нынешних 50 до 65% общего энергопотребления; зависимость от импорта газа повысится с 57 до 84%, а нефти — с 82 до 93%. Ситуация усугубляется тем, что основными поставщиками энергоресурсов в Европу являются ненадежные, с ее точки зрения, страны и регионы (Ближний Восток, Россия). При этом население ЕС в целом негативно относится к возможности расширения использования атомной энергии. В Евросоюзе взята установка на сокращение числа АЭС как следствие Чернобыльской катастрофы в СССР в 1986 г.

В связи с этим к числу приоритетов относится географическая и ресурсная диверсификация поставок. ЕС развивает двусторонние отношения с основными нефтедобывающими странами из разных регионов, в том числе с Ливией, Алжиром и Ираном. Приоритет отдан также связям с Россией и такими странами Каспийского региона, как Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.

В сфере нефти и газа планируется создание стратегических запасов. Уже приняты директивы, предусматривающие образование стратегических запасов нефтепродуктов в размере, эквивалентном их 90-дневному потреблению.

Характерно, что Евросоюз отдает приоритет скорее экономической целесообразности при установлении отношений с производителями нефти и газа, нежели США, а фактор геополитической игры второстепенен.

Вместе с тем для ЕС большое значение имеет отсутствие зависимости от уровня добычи в обладающих ресурсами государствах, с которыми у Евросоюза имеются контрактные договоренности. Речь здесь идет, прежде всего, об Энергетической хартии, касающейся отношений ЕС и России.

Энергетическая политика Китая определяется быстрыми темпами роста его экономики. Под юрисдикцией Китая находятся одни из крупнейших в мире месторождений угля и весьма недостаточные месторождения нефти и газа. Преимущественное использование в промышленности местных запасов угля порождает серьезные экологические проблемы в стране. Разведанных запасов жидких углеводородов недостаточно для обеспечения внутреннего рынка, поэтому упор делается на импорт нефти и газа буквально по всему миру: от Латинской Америки (Венесуэла) и Африка (Судан) до Казахстана, Ирана и России. Имея с Тегераном и Каракасом "замешанные" на энергетике связи, Пекин не склонен поддерживать санкции или более серьезные действия международного сообщества против Ирана и Венесуэлы. В отношении Каспия Пекин стремится направить его ресурсы напрямую на восток из соседних центральноазиатских стран. Для этого уже сооружен и будет вскоре расширен нефтепровод из Казахстана в Китай. Планируется строительство газовых веток для подачи туркменского и казахского газа на китайский рынок.

Япония — чистый импортер углеводородного сырья. Единственным энергетическим ресурсом в стране является уголь. Однако в 2002 г. в Японии закрыта последняя угольная шахта: гораздо рентабельнее импорт угля из других стран, в частности из Австралии и США. Кроме того, Япония ввозит нефть и сжиженный природный газ. Основные поставщики нефти в Японию — страны Ближнего Востока, ЮВА, страны Карибского бассейна, а также Нигерия. Россия почти не экспортирует газ в Японию как по техническим (отсутствие рентабельных маршрутов), так и политическим причинам. Впрочем, японский капитал уже участвует в ряде российских энергетических проектов, крупнейший из которых находится на Сахалине.

В новом столетии усилилась и даже ужесточилась международная борьба за участие в проектах освоения нефтегазовых ресурсов. Эта борьба, в которую вовлечены главным образом компании энергозависимых государств, выходит за межкорпоративные рамки, сопровождаясь, как правило, косвенным межгосударственным противостоянием. Сегодня все имеющиеся политические и дипломатические средства заинтересованных стран брошены на то, чтобы обеспечить их национальным корпорациям доли в зарубежных проектах. Такая практика существовала и прежде. Однако современные масштабы закулисной борьбы несравнимы с той, что велась ранее. Например, сегодня правительства импортирующих государств, желая повысить конкурентные преимущества "своих" компаний на конкурсах и трендах, предлагают экспортирующему государству различные, не связанные с энергетикой преференции: льготные кредиты и крупные инвестиции. Все — ради одного: повысить привлекательность "своих" заявителей, опередив иностранных конкурентов.

Высокая степень политизации свойственна и проблемам транспортировки энергоресурсов до конечного потребителя. Выбор транзитных маршрутов — современный вариант геополитики. Самый наглядный пример — Каспийский регион с его существующими и перспективными транспортными маршрутами. Путем неимоверных лоббистских и финансовых усилий к 2006 г. были созданы нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум в обход России. В 2011 г. предполагалось начало строительства газопровода "Набукко", также минуя Россию. Однако начало проекта отложено из-за проблем с поставщиками газа (Туркмения и Азербайджан).