Лекция 4. Интерактивная сторона общения

В результате изучения главы студент должен:

знать

• определение и специфику интерактивной стороны общения, основные теории взаимодействия, эффективные стили поведения в межличностном взаимодействии;

уметь

• определять характер межличностного взаимодействия;

владеть

• навыками эффективного взаимодействия, различными стилями поведения.

Интеракция как обмен действиями в общении

Общение – это не только передача информации и понимание людьми друг друга. Важным аспектом общения является интеракция, т.е. взаимодействие между людьми.

Интеракция – это взаимодействие между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, а также организация непосредственной совместной деятельности людей[1].

Действие – это главное ОГЛАВЛЕНИЕ общения, главный смысл, который видят партнеры в общении ("он на меня давил, а я не поддался")[2]. Люди далеко не всегда осознают, что общаясь они совершают определенные действия. Между тем, общаясь с человеком, мы всегда пытаемся понять, что он сейчас делает, и на основе своего понимания выбираем ответное действие.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, действие определяется целью, которую ставит человек. В любой ситуации, в том числе и ситуации общения, у человека есть цель, но не всегда эта цель связывается с коммуникативной ситуацией. Цель зависит от мотивов человека, задающих более широкий контекст деятельности (рис. 4.1).

Таким образом, мотивы (например, мотив аффилиации или другой) побуждают деятельность общения; деятельность реализуется посредством множества отдельных действий – коммуникативных актов, каждый из которых направлен на реализацию определенной цели; каждое действие реализуется в определенных условиях, которые определяют операции – конкретные способы выполнения действий. Причем можно рассматривать как внешние, так и внутренние по отношению к субъекту условия: например, настроение или физиологическое состояние (усталость) могут обусловить совершение действия с использованием далеко не оптимальной операции.

Рис. 4.1. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву)[3]

Пример 4.1

Попробуйте сделать следующее упражнение. Когда на вас кто-то кричит или ругается, спокойно и заинтересованно спросите этого человека: "Что гы сейчас делаешь?" Этот вопрос действует обычно на людей отрезвляюще, они не знают, что на него ответить, и агрессия спадает. Это происходит потому, что многие действия совершаются людьми автоматически, неосознанно, по привычке. Попытка вывести их на уровень сознания останавливает автоматизм. Можно далее спросить: "Зачем ты это делаешь? Какая у тебя сейчас цель? Что ты хочешь достичь, говоря это?" Это вопросы о цели действия.

Важным моментом при анализе взаимодействия является его роль в организации совместной деятельности. Данный аспект обнаруживается при рассмотрении взаимодействия как формы организации какой-либо конкретной деятельности людей. Согласно общепсихологической теории деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕм различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов" ее участников.

Почему человек совершает то или иное действие в процессе общения? Выбор действия происходит следующим образом:

1) действие – следствие понимания ситуации общения;

2) выбранное действие задает характер развития ситуации – таким образом, можно изменить ситуацию, выбрав соответствующее ответное действие.

Пример 4.2

Сравните следующие ситуации взаимодействия.

1. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Половина пятого.

2. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Да уже половина пятого, между прочим. Опаздываете.

3. А.: Владимир Иванович, который сейчас час?

Б.: Ой, уже половина пятого...

Почему такая разная реакция партнера на одну и ту же фразу? Очевидно, здесь не хватает описания контекста ситуации. Но даже по одним только приведенным репликам можно попробовать его реконструировать.

1. Скорее всего, это ситуация обычного делового общения – один человек хочет узнать время и получает соответствующий ответ от партнера.

2. Эта фраза, по-видимому, сказана с виноватой интонацией, и партнер делает ему замечание.

3. В этом случае фраза, скорее всего, звучит как укор, и у партнера возникает желание оправдаться.

Таким образом, характер действия определяется:

1) контекстом – более широкой ситуацией взаимодействия;

2) невербальными параметрами общения, которые выдают истинные мотивы партнера в общении (обвинить, оправдаться и т.п.). Именно "расшифровка" невербальных проявлений, и в первую очередь интонации выказывания, позволяет сделать вывод о наличии того или иного действия;

3) особенностями партнера: некоторые люди любые действия интерпретируют как враждебные и соответственно на них реагируют. Таких обычно называют "склочными", или конфликтными, людьми.

Виды действий в общении. Действия в общении могут быть достаточно разнообразными:

– борьба – противостояние партнеров;

– растаскивание – когда партнеры действуют некоординированно, каждый "тянет одеяло в свою сторону";

– давление – когда один партнер пытается принудить другого к нужным ему действиям;

– подчинение – когда один партнер выполняет нежелательные для него действия под давлением второго партнера;

– управление – когда один партнер ставит цели деятельности, а второй их реализует;

– кооперативное взаимодействие – согласованные действия партнеров по достижению общей цели деятельности.

Все разнообразие действий может быть сведено к двум типам:

– враждебное (конкурентное, конфликтное) действие – направлено против партнера;

– дружелюбное (кооперативное) действие – направлено на кооперацию с партнером, совместное решение возникающих проблем или задач[4].

О взаимодействии мы можем говорить тогда, когда участники общения обмениваются соответствующими друг другу действиями. Общение может продолжаться до тех пор, пока действия партнеров взаимодополняют друг друга. Поэтому при смене типа действий хотя бы одним из партнеров меняется и тип взаимодействия (или же общение прекращается).

Кооперативное взаимодействие характеризуется объединением усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Кооперация – сотрудничество в самом широком смысле. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности принадлежности к группе – симпатию.

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают[5].

Виды кооперативной деятельности следующие (рис. 4.2):

1) совместно-индивидуальная деятельность – когда люди в принципе работают вместе, например находятся в одном кабинете, однако результат деятельности одного не зависит от результатов деятельности другого, каждый отвечает за свои результаты сам. Так, учебная деятельность относится именно к этому виду: студенты хотя и находятся в одной аудитории, но каждый отвечает только за свои результаты. Они могут взаимодействовать друг с другом, например, обмениваясь конспектами лекций или учебниками, однако это взаимодействие не является обязательным для результата их деятельности (рис. 4.2, а);

2) совместно-последовательная деятельность – когда результат общей деятельности зависит от каждого участника деятельности, но при этом они не взаимодействуют друг с другом, а выполняют свои действия последовательно. Пример такого взаимодействия – конвейер, когда ошибка одного участника может привести к браку всего конечного изделия (рис. 4.2, б);

3) совместно-взаимодействующая – когда от индивидуальных результатов каждого зависит результат всех. В этой ситуации каждый участник максимально взаимодействует с другим участником. Пример такого рода кооперации – футбольная команда, когда ошибка одного игрока может стоить медали для всех (рис. 4.2, в)[6].

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и исследователи стараются установить его в каждом конкретном случае.

Рис. 4.2. Формы совместной деятельности (по Л. И. Уманскому)

Показатель "тесноты" кооперации – включенность в нее всех участников процесса. Таким образом, наиболее "тесная" кооперация наблюдается при совместно-взаимодействующей деятельности, где все участники включены во взаимодействие.

Конкурентное взаимодействие – противоборство, противостояние партнеров общения. Наиболее яркой формой такого противостояния является конфликт. Если при кооперации силы участников взаимодействия направлены на достижение общей цели, то при конкуренции они направлены на достижение личной цели каждого, часто противоположной цели партнера.

Конфликт – особая форма (вид) взаимодействия, которая определяется наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. В социальнопсихологических исследованиях конфликтного взаимодействия в его структуре выделяют: конфликтную ситуацию, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта[7].

Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. У всех этих понятий выступает единый принцип выделения видов взаимодействия: 1) анализируются проявления, которые способствуют организации совместной деятельности ("позитивные"); 2) выделяются взаимодействия, "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие препятствия для нее[8].

Почему возникают неудачи в общении? Часто бывает так, что после неудачной ситуации взаимодействия в голове прокручивается ситуация в "новом исполнении" и человек думает: "Ну почему я не сказал ему вот это?"

Неудача в общении обусловлена:

1) неправильной интерпретацией действия партнера, т.е. неправильным пониманием ситуации общения ("я решил, что он надо мной издевается – и нагрубил, а он не имел ничего такого в виду");

2) неправильным выбором ответного действия – это может произойти, например, когда человек нечетко осознает свои цели общения и реагирует привычными автоматическими действиями, которые не соответствуют целям общения.

Проанализировать причину неудачи в общении – значит проанализировать действия: что я сделал не так в данной ситуации и какие коммуникативные действия в наибольшей степени могли бы способствовать достижению моих целей в данной ситуации общения.