Интерактивная функция общения

Вступая в процесс общения, люди не только получают и передают информацию, но и стремятся контролировать, регулировать, т.е. организовывать по своему желанию поведение партнеров по общению. Эту функцию общения принято называть интерактивной.

Английский психотерапевт Ф. Перлз выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Хозяин положения ведет себя более авторитарно, он знает все лучше всех. Он требователен, часто прибегает к угрозам. В позиции подчиненной стороны человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Эта позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность, допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения, и иногда бывает более выгодна.

Анализ ситуации в зависимости от позиции, занимаемой партнерами, развивается в транзактном анализе - направлении, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Основатель транзактного анализа Э. Берн выделяет три типа поведения людей в процессе общения, которые он называет позициями. Это позиция взрослого, ребенка и родителя.

Важно, что родитель, ребенок и взрослый - это не абстрактные схемы поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые далеко не всегда можно произвольно припомнить, но которые все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека.

Услышав определенные слова и интонации от партнера, мы можем примерно оценить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая, если слышны пугающие, дидактические интонации, то эта ситуация поучения или воспитания. Можем ли мы, употребив какое-нибудь выражение, повлиять на ситуацию, изменить тон разговора, направление дальнейшего развития событий? Конечно, да! В зависимости от ситуации мы выбираем ту или иную позицию общения, а если она не позволяет нам добиться желаемого результата, то мы меняем позицию на другую, более приемлемую в данной ситуации.

Организуя взаимодействие в общении, мы используем не только позиции, но и стили общения. Стиль общения - это склонность определенным образом подходить к большинству ситуаций. Выделяют авторитарный, демократический, либерально-попустительский, альтруистический, манипулятивный стили общения.

Авторитарным называют стиль, при котором человек ведет себя по отношению к другим властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы, тщательно контролирует и опекает окружающих даже в мелочах. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредотачивает в своих руках. Он не позволяет членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые им решения.

Таблица 1. Основные характеристики позиции родителя, взрослого и ребенка

При демократическом стиле человек стремится учитывать не только свою точку зрения и интересы, но и мнения других людей. Он обсуждает с окружающими свои идеи и решения, может поддержать даже то мнение, которое идет вразрез с его собственным.

Либерально-попустительский стиль - стиль при котором не прослеживается четкой цели общения. Оценка ситуации и мнение человека может многократно меняться под действием даже самых незначительных факторов.

При манипулятивном общении к партнеру относятся как средству достижения только своих целей, за счет лести или преуменьшения собственных достижений и способностей. В отличие от авторитарного стиля общения, между манипулятором и его "жертвой" остаются прекрасные отношения. В манипулятивном общении партнеру "подсовывают" стереотип, который считают наиболее выгодным в данный момент. Манипуляторами люди не рождаются, но начинают манипулировать другими обычно очень рано. Едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того чтобы добиться своего, ему нужно иногда "гулить", а иногда кричать. Не всегда плачущим детям хочется плакать. Просто они хотят добиться от родителей того или другого, и плачь в данный момент - их оружие.

Манипулятивное общение - чрезвычайно распространенный вид общения. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Владение техникой манипуляции позволяет во многих случаях максимально эффективно добиться результата. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

В силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и постоянных успехов человек иногда начинает считать его единственно правильным. В таком случае все общение может сводиться к манипуляции, что в корне неверно. Во многих случаях манипуляция совершенно не оправдана.

Альтруистическое общение иногда называют жертвенным. Оно предполагает, что человек бескорыстно приходит на помощь другим людям, часто при этом жертвуя своими интересами.

Учитывая свой стиль и позицию общения, а также стиль и позицию собеседника, своевременно меняя их на более адекватные, можно с большим успехом организовать эффективное взаимодействие в процессе общения.