Интеллектуальный капитал

Управление знаниями можно рассматривать как одно из направлений, входящих в более обобщенную концепцию интеллектуального и социального капитала организации. Последняя концентрирует внимание менеджеров преимущественно на гуманитарных аспектах управления, справедливо полагая, что в современном мире их роль становится все более значимой по сравнению с ролью материальных и технических ресурсов. Концепция интеллектуального капитала предполагает стратегию управления, согласно которой для повышения стоимости организации ее руководство должно одновременно управлять различными типами интеллектуального капитала и взаимодействием между ними:

человеческим капиталом – способностью работников удовлетворять потребности клиентов, их компетентностью и даже направлением мыслей;

клиентским капиталом – прочностью связей организации с клиентами, передаваемой клиентам стоимостью, ростом влияния клиентов на принятие решений;

организационным капиталом – способностями организации, проистекающими из имеющихся в ее распоряжении знаний, содержащихся в таких источниках, как различные базы знаний, деловые процессы, технологическая инфраструктура, организационная культура, ценности и нормы;

интеллектуальным капиталом – отношениями между человеческим капиталом, клиентским капиталом и организационным капиталом, взаимодействие которых способно резко повысить конкурентоспособность организации (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Модель интеллектуального капитала организации

Незаштрихованная область рис. 8.8 представляет собой зону взаимодействия между тремя типами интеллектуального капитала Чем лучше управление знаниями, тем большая гармония достигается во взаимоотношениях трех типов капитала. Когда три типа капитала взаимодействуют согласованно, организация обладает преимуществами в создании стоимости.

Сильные стороны данной модели состоят в следующем.

A. Человеческие переменные организации рассматриваются наряду с технологическими и стоимостными.

Б. Модель явно включает отношения с клиентами в интеллектуальный капитал, расширяя, таким образом, определение членства в организации и учитывая описанные выше проявления организационного восприятия.

B. Управлению персоналом в модели уделено ведущее внимание.

Г. Сама терминология модели в значительной степени гуманитарна, несмотря на ее значительную связь с концепцией управления знаниями.

Данная модель отражает новые тенденции в управлении знаниями, когда специалистами стали больше приниматься во внимание процессы, которые можно отнести к управлению персоналом. Констатируя приход в практику управления знаниями нового поколения специалистов, исследователи выделяют их новые профессионально важные качества и ракурсы рассмотрения организационных процессов с гуманитарной точки зрения.

Помимо интеллектуального и человеческого капитала теперь вводится еще одна категория "социальный капитал", куда потенциально могут быть включены и отношения работников с клиентами организации (рис. 8.9).

На рис. 8.9 видно, как по мере развития концепции управления знаниями постепенно снижается роль информационных технологий и растет роль гуманитарных технологий, способствующих развитию взаимодействия между всеми участвующими в деятельности организации сторонами.

Концепции управления знаниями, интеллектуального и социального капитала предоставляют менеджерам по работе с персоналом уникальный шанс занять более центральное место в управлении организациями по сравнению с тем местом, которое им традиционно отводилось. По мере того, как будет шлифоваться программное обеспечение, поддерживающее управление знаниями, и его интерфейс будет становиться более удобным в использовании, функции координации управления знаниями смогут выполнять не только специалисты по информационным технологиям, но и более гуманитарно-ориентированные менеджеры. Конечно, пока это скорее прогноз, однако, прогноз, имеющий крепкие теоретические и технологические основания.

Рис. 8.9. Повышение роли гуманитарных технологий с развитием концепций управления знаниями